Свет в дизайне. Ослепительное встроенное освещение для создания тёплого и гостеприимного современного интерьера: реализованные проекты знаменитых дизайнеров. Планирование схемы освещения

Роль освещения в человеческой жизни трудно переоценить: без сомнений, естественный свет более благоприятен для нашего организма, чем искусственный, однако он чересчур зависит от времени суток, поры года, географического положения местности и состояния атмосферы.

Человек для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности без искусственного освещения не сможет обойтись.

Сегодня принято различать две функции искусственного освещения — утилитарную и эстетическую . Первая имеет особенно важное значение для тружеников умственного труда в офисных помещениях, поскольку позволяет обеспечить комфортные условия труда сотрудникам, снизить нагрузку на их зрение и обеспечить повышение работоспособности персонала.

При покупке светильников и других приборов для офисных помещений нелишне помнить: потолочные светильники должны светить ярким светом, приближенным к естественному, и иметь равномерный световой поток. Больший комфорт и удобства, необходимые в комнатах приема гостей и отдыха персонала, обеспечат осветительные приборы с мягким теплым светом. Это правило действует и при организации освещения и в жилых помещениях.

Свет и тень

Красота и эстетичностть приборов искусственного освещения уже описаны не в одной сотне статей. Однако другая сторона этого вопроса — взаимодополнение в дизайне интерьера света и тени — не менее интересна.

Как известно, именно контрасты оказывают стимулирующее воздействие на зрительные ощущения человека. И форму, и фактуру предметов и поверхностей подчеркнет лучше всего именно контраст.

Дизайнеры в стремлении детально проработать вопросы освещения пространства часто используют в своих разработках тени. Существует целый ряд методик, позволяющих добиться любопытных эстетических эффектов.

Так, например, подчеркнуть трехмерность, объемность предметов и поверхностей поможет игра со светом и тенью: используя удачно направленную одностороннюю подсветку, а направив свет на дальнюю стену, можно добиться визуального удлинения помещения.

Для зрительного восприятия задуманного архитектурного решения велико значение и пятен света.

Вариантов два: в месте образования светового пятна тени могут либо вообще отсутствовать, либо окажутся весьма незначительными. Как следствие, и объемы в целом, и детали интерьера как бы тают. Форма и глубина объектов не выделяются, а само пространство будто превращается в плоскость.

Одна из наиболее распространенных ошибок, по мнению специалистов, — скопление глубоких теней. Рекомендуется этого избегать.

Не все люди эффективно используют преимущества правильно организованного освещения. Хотя хорошее освещение способно задать стиль и придать более живой характер любому современному интерьеру.

Кроме того, использование оригинальных абажуров для светильников позволит создавать великолепные, порой просто фантастические узоры.

Играя со светом и тенью, всегда помните: не следует использовать приборы освещения исключительно в декоративных целях, т.е. для дизайна интерьера. Основное предназначение бра, люстры или торшера — не дизайн, а хорошее и качественное освещение.

Подсветка ниш

Ниши в помещениях – далеко не сегодняшнее изобретение. Они нашли широкое применение еще тысячи лет назад. Их главной функцией было декоративное оформление стен.
Если в стене присутствуют разные по форме и величине углубления, то это придает жилому помещению элегантность. А подсветка в нишах образует оригинальную объемную картину, которая в данном месте будет источником освещения.

Подсветка шкафов

Во многих странах мебель без встроенной подсветки уже не выпускают или, как минимум, предлагают встраивать светильники как дополнительную опцию!
Подсветка шкафа выполняет сразу две функции: практическую и декоративную. Поэтому изделия с подсветкой обладают весомыми преимуществами: освещение наполнения и содержимого шкафа позволяет быстро находить в нем нужные вещи; подсветка в зоне перед зеркалом повышает удобство использования мебели; элементы подсветки позволяют разнообразить дизайн мебели и сделать интерьер помещения интереснее. Оптимальный вариант - это подсветка шкафа с датчиком движения!

Подсветка зеркал

Зеркало с подсветкой в ванной комнате – это не только красиво, но и удобно. С его помощью вы сможете выполнять с комфортом все необходимые гигиенические процедуры. На сегодняшний день в продаже можно встретить зеркала со встроенной подсветкой, они весьма удобны и практичны, имеют стильный и современный внешний вид.
Зеркала с подсветкой имеют целый ряд преимуществ, а именно: небольшие размеры, что позволяет экономить свободное пространство; они дополняют и подчеркивают современный стиль интерьера ванной комнаты;
весьма удобны в использовании, а также просты в уходе;
просты в установке.

Подсветка картин

Картины сами по себе являются значительным элементом декора, который так или иначе привлекает немало внимания. Но модные тенденции вносят новое видение комфортной и эстетически привлекательной обстановки. Сегодня актуальной составляющей интерьера становится подсветка и подсветка для картин в частности
С одной стороны направленный на полотна свет в еще большей степени акцентирует на них внимание, с другой – меняет их восприятие.

Этот напольный светильник может похвастаться не только своей богатой историей, но и прочной позицией в списке актуальных предметов интерьера. Французское слово «torche» означает «факел». Именно он является дальним родственником современного напольного светильника. В Средние века факелы крепили на стены. Чуть позже такой свет стали устанавливать на специальные стойки, которые пользовались популярностью вплоть до 17-го века. В 18-19-х веках напольные светильники были неотъемлемой частью самых роскошных интерьеров. Они украшали дворцовые залы и были доступны только для представителей знати и обеспеченных сословий. Меняясь на протяжении нескольких столетий, торшер продолжает свою насыщенную жизнь и в 21-м веке. И, несмотря на многообразие форм и дизайнерских решений, предназначение торшера осталось неизменным – освещать пространство, наполняя его мягким и уютным светом.


Освещение интерьера – один из самых важных элементов в дизайне каждого помещения. Несомненно, оно считается правильным тогда, когда его не замечаешь. Оно не создаёт дискомфорта, не раздражает, а помогает расслабиться и хорошо отдохнуть.

С помощью грамотно подобранного света, из самого простого помещения можно сделать настоящий шедевр.

Мы подготовили для наших читателей уникальную подборку из фото лучших дизайнов интерьера с грамотно построенным освещением. Надеемся, они вас вдохновят.

Если подойти к этому вопросу со всей ответственностью, то можно сделать пространство любого помещения намного привлекательнее. Правильная освещённость может превратить тёмную и мрачную комнату в тёплую и гостеприимную обитель.

Если вы решите добавить в интерьер экстравагантный торшер или ослепительную люстру, то имейте в виду, что это сияние будет приковывать к себе внимание, не давая возможности отвлечься на что-то другое.

Когда дело доходит до объединения функциональности и сдержанной обстановки, нет ничего эффективнее, чем встраиваемые лампы. Изящные, стильные и скрытые, они являются прекрасным дополнением к современному дому.

Создайте мечтательную и романтическую атмосферу в спальне при помощи рационально использованного встроенного освещения. Дизайн проекта от Stotler Design Group

Углублённые лампы – гораздо более важная часть интерьера, чем скульптурные торшеры или стильные современные светильники. Они могут явно не демонстрировать окружающую обстановку, но зато абсолютно необходимы для того, чтобы моделировать великолепные и хорошо освещённые пространства.

Современная жилая комната со встроенным освещением, создающим мягкие оттенки на стене с произведениями искусства от Utopia Projects

Освещение на кухне, как искусство плавного сочетания формы с функциональностью от группы архитекторов Chr DAUER

Минималистский стиль спальни со встроенными огнями, подчеркивающими красочные произведения современного искусства от Ian Engberg

Настраиваемая подсветка потолка выглядит потрясающе с углублёнными источниками света от Griffin Enright Architects

Приглушённые огни, расположенные над кроватью, создают успокаивающую атмосферу от дизайнеров Best Builders

Современная гостиная с утопленными лампами в своде потолка от Hartman-Baldwin Design

Расстояние играет важную роль в обеспечении совершенного встроенного освещения от Marilza Tavanielli

Расслабленная и умиротворяющая атмосфера в спальне со встроенными огнями

Скрытое, фокусированное и функциональное…

Встраиваемые огни или фонари (как их иногда называют), приносят с собой множество функций. Дублирование ламп сверху может обеспечивать ровное, плавно обтекающее освещение с одной стороны, и целенаправленное и сфокусированное, с другой.

Оно незаменимо в качестве прекрасного дополнения в обустройстве современной эргономичной кухни.

Так как это одно из тех помещений в доме, где функциональность имеет приоритет над формой и элегантностью, утопленные лампы будут прекрасно здесь работать. Зона над ванной комнатой и над изголовьем кровати в спальне – также два популярных места, где огни создают особую магию и очарование!

Осветите свои любимые предметы и ценные произведения искусства неброскими огнями встраиваемых ламп

Эргономичная белая кухня с зелёными акцентами и прекрасным освещением

Грамотная разработка света и тени, и соответствующее освещение имеет большое значение в современном дизайне интерьера. Это, как правило, производит большое впечатление и делает интерьеры какими-то стерильными и непрактичными.

Поэтому, важно сбалансировать напыщенность, скромность и минимализм. Это именно та необходимость, которую нужно соблюдать в организации встроенного освещения в современных домах.

Интересное сочетание подвесного и встроенного освещения в спальне

Кухня является одним из помещений в доме, которое обычно требует множества осветительных приборов

Оранжевые и жёлтые панели, используемые вместе со встроенными лампами для создания уникального интерьера от Peter A. Sellar

Патио пространство, освещённое в тёплых и сказочных тонах. Дизайн интерьера от Brown"s

Встроенное освещение используется вместо подвесных ламп на кухне. Дизайн от Cameron C. Habel Construction

Небольшие пространства идеально подходят для утопленных огней

Изящно встроенные лампы могут предложить фокусированное освещение на кухне. Дизайн Bunker Workshop

Несколько уровней освещения для совершенного дизайна

Лучшие дизайнеры интерьера мира утверждают, что создание идеальной атмосферы в помещении в большей степени зависит от освещения, особенно, когда речь заходит о цвете и стиле.

Ряд уровней с утопленными лампами в сочетании с изящным естественным светом в дневное время – это идеальный способ для достижения подобной цели.

Нужно помнить, что ни один тип источников света не выполняет свою работу в полном объёме. Такие встроенные элементы часто используются в качестве подсветки. Но они не могут быть единственными в большинстве комнат.

Сочетайте их с подвесными люстрами и напольными торшерами, чтобы получить желаемый результат и создать оригинальный подход в дизайне интерьера.

Потолочное освещение может использоваться для разделения общего пространства, плавно переходящего в гостиную зону

Чистая столовая со встроенными лампами и большим подвесным светильником от группы дизайна Arnold Schulman

Организация освещения стала намного сложнее в современную эпоху. Для дизайнеров и клиентов, тяготеющих к сдержанным цветам и приглушённым оттенкам, оно приобретает большее значение, чем когда-либо. Правильно оборудованное, оно может облагородить даже самые простые оттенки в интерьере.

Если же сделать всё неправильно, можно получить тёмные углы наряду с мрачными тенями, которые будут преобладать в обстановке. Несколько разнообразных источников света можно комбинировать для устранения этой проблемы.

Комбинированное естественное освещение со встроенными лампами для законченного вида от Mark English Architects

Серый интерьер со стильным потолком и встраиваемыми светильниками. Дизайн Arnal Photography

Туалетный столик со встроенным освещением. Студия дизайна Sullivan

Разместите утопленные лампы, чтобы получить равномерное освещение

Ванная комната в белом цвете с умиротворяющей атмосферой

Используйте нескольких уровней освещения, чтобы вытеснить любые тёмные области. Дизайн Ed Ritger Photography

Правильное освещение имеет первостепенное значение для комфортного рабочего пространства

Когда дело доходит до определения оптимального расстояния между утопленными лампами, здесь вы не встретите точного и универсального правила. Тем не менее, самым простым решением будет поставить 12-ти сантиметровые светильники на расстоянии около полутора метров между рядами и примерно 90 сантиметров друг от друга.

От их размещения будет зависеть интенсивность освещения, которую вы хотите получить и акцент именно на те те области, которые хотите выделить.

Встроенные источники прекрасно подходят для подсветки современных картин на стенах или небольшой скульптуры в углу. Выбор правильной отделки также во многом зависит от существующей цветовой гаммы комнаты и окружающего интерьера.

Правильное освещение в сочетании со скрытыми утопленными лампами для создания художественных интерьеров. Дизайн Joie Wilson

Простое встроенное функциональное освещение на кухне от Cynthia Lynn

Хорошо размещённые встроенные лампы подчёркивают лучшие детали комнаты, пока сам свет остаётся невидимым! Это как настоящая лакмусовая бумажка в декорировании помещений. Создавая тёплую, привлекательную и приятную ауру, они дают свободным пространствам целую новую жизнь, наполненную сиянием.

Деревянные балки позволяют добавить встроенное освещение с лёгкостью и элегантностью

Устраните все тёмные углы, равномерно расположенными огнями. Дизайн от Revealing Assets

Встроенное освещение является популярным выбором в дизайне современной кухни. Интерьер от CORE Architects

Подсветка зеркал заднего вида смотрится ещё более красиво с крошечными утопленными лампами. Дизайн интерьера Scott Haig

Интерьеры спальни в тропическом стиле с акцентами на встроенное освещение от Causa Design Groupp

Рельсовое освещение и встраиваемые лампы сверкают в этой изящной кухне. Интерьер De Anza

Веранда и карнизы со встроенным освещением фасада от компании Stelle Lomont Rouhani Architects создают мягкую и привлекательную ауру

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Осветительные приборы способны до неузнаваемости изменить любое помещение при использовании их функциональности в сочетании с общим дизайном. Правильный свет в интерьере способен создать уникальную атмосферу, а при необходимости визуально расширить пространство.

Электричество не должно тратиться напрасно. Основное требование, предъявляемое к люстрам – это их функциональность. Они используются для равномерного распределения лучей по всему объему, а также индивидуального, точечного освещения необходимых зон. Современные технологии позволяют осветить любой уголок комнаты, методом объединения энергии нескольких светильников.

Виды света в интерьере

Люстры и различные светильники используются по всему дому. Существует четыре основных типа освещения, которые при правильном комбинировании позволят создать уютное и комфортное жилище. К ним относятся базовое, рабочее, точечное и декоративное. Важно также правильно распределить свет в интерьере квартиры на различных уровнях, выделяя необходимые участки большим количеством направленных источников.

Базовые источники используются для равномерного распределения искусственных лучей. Они должны быть максимально нейтральным и не привлекать внимания. Рабочие применяются в отдельной зоне, в которой выполняются определенные задачи. Точечные светильники используются для акцентирования внимания на основных деталях. Декоративное не имеет функциональных задач, а служит в качестве отдельных элементов декора.


Интерьер со вторым светом

Современные проекты частных домов очень часто подразумевают отсутствие перекрытия между этажами. При такой планировке эффективным будет использование двух источников. Интерьеры домов со вторым светом выглядят более солидно, сохраняя при этом естественный уют. Такой вариант особенно подходит для гостиной, располагая к приему гостей и создавая приятную атмосферу для общения.

К преимуществам такого дизайна относят также возможность акцентирования внимания на габаритах апартаментов и размерах предметов мебели, увеличивая их визуально. Это также способствует созданию отдельных областей при помощи колон, лестниц и перегородок. Прекрасным решением для них будет использование люстры нестандартных размеров, которая подчеркнет масштаб апартаментов и будет хорошим источником освещения.


Отраженный свет в интерьере

Отраженная иллюминация самая комфортная и безвредная для глаз. Достигается этот эффект методом установки в плафонах специальных отражателей, на которые изначально направляются лучи, после чего, отражаясь от стен и потолка, они рассеиваются по всей площади. Используя такую роль света в интерьере, можно создавать как общее освещение, так и локальное. Для основного используют небольшие потолочные софиты, размещенные по периметру. Для локального отражатели используются в торшерах и прикроватных светильниках.


Направленный свет в интерьере

Использование концентрированных лучей делает отдельные предметы более выразительными. Так можно направить лучи в определенные участки на кухне, в рабочем кабинете или спальне. Помимо этого, направленное использование света в интерьере позволяет обустроить различные иллюминационные образы для формирования уникального восприятия пространства.

Расположенные по периметру потолка карнизы со светильниками направленными на стену позволят зрительно расширить комнату. Данный способ эффективен, когда стены оформлены в светлых тонах. Направив лучи вверх можно визуально увеличить высоту потолка. А для ее уменьшения необходимо создать интенсивное иллюминацию на стенах, оставив сам потолок немножко затемненным.


Точечный свет в интерьере

Точечные источники света в интерьере могут использоваться в любой комнате. Их популярность обусловлена возможностью выделить отдельные области в помещении или же акцентировать внимание на необычных дизайнерских решениях или мебели. Благодаря различной конфигурации, они способны визуально изменять размеры пространства и создавать дополнительное освещение различных поверхностей – столешницы на кухне, бытовой ниши, шкафа или полки с элементами декора.

Из матового стекла, встраиваемые в потолок, позволят обустроить уютную зону отдыха в гостиной. В загородном доме ими можно подсветить перила лестницы, дорожки во дворе или в открытом бассейне. Вмонтировав такие источники в натяжные потолки, можно создать определенный рисунок или образ звездного неба. При многоуровневом потолке точечные источники подчеркивают общий дизайн, визуально выделяя каждый уровень.


Холодный свет в интерьере

В любом жилом помещении освещение создает необходимое настроение. Холодный свет в лофт-интерьере позволит сделать акцент на необычных, современных дизайнерских решениях для просторных комнат со светлыми стенами. Помимо этого, его рекомендуется использовать во время решения задач, когда необходима сосредоточенность и концентрация внимания, поскольку он способствует созданию рабочей атмосферы. Благодаря своим характеристикам, направленные холодные лучи способны изменить цветовую гамму всего пространства или отдельных его деталей.


Нижний свет в интерьере

Использование нижнего света не является обязательным условием. В большинстве случаев он применяется как дополнительное в ночное время или для реализации оригинальных дизайнерских проектов. Такой свет в классическом интерьере может также применяться для удобства и безопасности. Светильники, размещенные на уровне плинтуса, подсвечивают темный коридор или лестницу.

Также такие светильники позволяют изменять образ комнаты, создав в ней таинственную ауру. Световые приборы, размещенные в полу, усилят подсветку отдельных элементов дизайна или вертикальных поверхностей. Благодаря этому способу появляется еще один визуальный ярус, а направленность лучей снизу вверх создает необычную визуальную картину. Для этого используют яркие светодиоды, которые не нагреваются во время работы.


Двойной свет - интерьер

Двойное освещение организовывают в загородных домах, в которых гостиная или столовая не имеет потолочных перекрытий. В результате таких архитектурных решений получается уникальный интерьер дома с двойным светом и увеличивается видимое пространство. Вторым источником является естественный природный свет, проникающий в дом через большие панорамные окна. Для искусственного освещения используют большие потолочные люстры или настольные светильники с большими абажурами.


Свет в дизайне интерьера

Освещение в современных проектах домов создается с использованием различных комплексных решений. Главная задача – создание яркого помещения в любое время суток. Правильное освещение должно соответствовать таким основным требованиям: подчеркивание всех особенностей дизайна, и комбинирование мягких и рассеянных лучей в оптимальном соотношении.

В каждой комнате могут существовать рабочие участки, нуждающиеся в дополнительном освещении для создания большего удобства и уюта. Параллельно с этим используется декоративный свет в интерьере, который вносит дополнительные элементы украшения. Такие светильники подчеркивают общий дизайн, акцентируя внимание на особо значимых деталях, а также визуально разделяют пространство на несколько зон, и зрительно откорректировать его размеры.


Свет в интерьере гостиной

Поскольку гостиная выполняет целый ряд функций, в ней необходимо предусмотреть несколько видов освещения. За подсветку всего помещения отвечает общий свет, который должен хорошо распространяться и не быть слишком ярким. Для этого используют люстру, которая размещается в центральной части потолка. Также обустраивают и интерьер гостиной со вторым светом. Локальные источники в гостиной создают удобные места для спокойного отдыха и релаксации.


Свет в прихожей в интерьере

В прихожую зачастую не проникает естественные лучи, поэтому нужно внимательно отнестись к ее освещению. Используя свет в интерьере необходимо обустраивать два источника: локальные и общие. Для локального света используют светильники, которые размещают возле зеркала. А для общего – матовые лампы, создающие рассеянные потоки. Степень освещенности прихожей должна быть такой же, как и в остальных комнатах.


Оформление интерьера спальни светом

Потолочные лампы в спальне не должны быть яркими. Мягкое и рассеянное освещение, напоминающее дневной свет в интерьере, позволит создать приятную и спокойную атмосферу. Для этого рекомендуется использовать скрытые светильники, эксперименты с которыми дают возможность получить необычные варианты освещения. Такими же свойствами должны обладать и источники местного освещения у изголовья кровати.


Люстры играют важную роль при любом дизайне. Современные идеи направлены на решение комплексных задач, при которых свет в интерьере должен быть достаточным в любое время суток. Проектировщики выделяют три основных задачи правильного использования светильников: функциональность, эстетичность и эмоциональность. Они подчеркнут все особенности дизайна и выделят отдельные элементы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook