Кочубея искру где казнили и. Значение кочубей василий леонтьевич в краткой биографической энциклопедии. Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

Генеральный судья, казнен 14 июля 1708 г. Василий Леонтьевич Кочубей есть первое известное в русской истории лицо из рода Кочубеев. "Общий Гербовник" говорит о его деде - знатном бее, выехавшем из Крыма в Украину и названном в крещении Андреем, и об его отце - Леонтии, служившем "в знатных малороссийских чинах", но сам Василий Леонтьевич о своих предках, не исключая и отца, не упоминает даже там, где было бы кстати сказать о знатности своего происхождения; родился он, надо полагать, около 1640 г. Службу начал в гетманской канцелярии и уже при Брюховецком был в ней довольно видным человеком; и вся его служба была, главным образом, канцелярская, гражданская, хотя приходилось ему и "кровью помазаться". Кочубей служил и при Дорошенке, которым был послан в 1675 г. в Турцию с каким-то поручением;

Кочубею не удалось достигнуть желанного Дорошенком результата, и он перешел к Самойловичу, у которого был "реентом" канцелярии и заслужил доверие, что не помешало, однако, Кочубею принять вместе с Мазепой участие в доносе, погубившем Самойловича и давшем гетманство Мазепе.

С Мазепой Кочубей вообще не враждовал; однако, около 1692 г. многим казалось, что он метит сам в гетманы и что, поэтому, он враждебен Мазепе;

Мазепа позднее упрекал его за "бунтовничий" дух, напоминая, что уже 16 лет он, Мазепа, прощает Кочубею какие-то проступки, - возможно, что и действительно Кочубей вел в 1692 г. какую-то интригу против Мазепы. - В 1687 г. за службу под Азовом и в других походах и за следствие над Самойловичем назначен генеральным писарем и пожалован деревнями, как от Московского правительства, так и от Мазепы.

В 1694 г. Кочубей отказался от писарства и был выбран в генеральные судьи; в 1700 г., по ходатайству Мазепы, получил звание стольника.

Мало-помалу Кочубей вступил в родственные связи с видными малороссийскими семьями: женат был он на дочери знатного полтавского полковника Жученки - Любови Федоровне; одну дочь Кочубей выдал за Забелу, другую за Обидовского - Мазепина племянника; полтавский полковник Искра был Кочубею свояк. Мазепа, овдовев в 1702 г., посватался к Матрене, своей крестнице, а Кочубеевой дочери; родители, ссылаясь на церковное запрещение, отказали;

Мазепа, по-видимому, пользовался расположением Матрены и, когда он стал подсылать к Матрене своих слуг с разными предложениями и обещаниями, - она убежала к гетману; - так было в действительности, хотя Кочубей писал, что гетман зазвал его дочь к себе в гости и "изнасиловал блудом". После этого у Мазепы с Кочубеем завязалась переписка, полная взаимных укоризн и, наконец, гетман отпустил Матрену домой. Происходило это в 1703-1704 г.; но эти происшествия не помешали Мазепе, уезжая в 1706 и 1707 гг., оставлять Кочубея наказным гетманом, т. е. полным хозяином всей Украины; не скрывал Мазепа от Кочубея, что намерен отложиться от Москвы; советовал не торопиться выдавать Матрену замуж, говоря, что скоро Украина отойдет к Польше и между знатными поляками найдется ей жених. Около 1706 г. уже несомненна была неверность Мазепы Петру, и в августе 1707 г. Кочубей посылал в Москву захожего монаха Никанора, донося, что гетман намерен передаться полякам;

Никанор явился со своим доносом в Преображенский приказ; но на этот раз дело как-то осталось без последствий и для Мазепы, и для Кочубея.

В начале 1708 г. Кочубей вторично послал, через выкреста Яценку, в Москву донос, что гетман хочет передаться Польше и намерен сделат покушение на особу царя, если бы тот приехал в Батурин.

О том же Кочубей и его свояк и приятель бывший полтавский полковник Иван Искра, поручили полтавскому священнику Йвану Святайле сообщить ахтырскому полковнику Осипову, с просьбой довести дело до царя, и при этом предупреждали, что необходимо действовать осторожно, так как между людьми, близкими к царю, найдутся Мазепины приятели. 27 февраля Петр получил донос Осипова, но еще за 3 дня получил от Мазепы предупреждение о доносе и просьбу разыскать доносчиков На Мазепу было уже несколько доносов; но все предыдущие оказывались ложными;

Петр не поверил и доносу Кочубея и писал гетману, что доверяет ему и ему самому поручает поймать доносчиков, имена которых были ему сообщены.

Мазепа послал полковников Трощинского и Кожуховского с отрядом войска на Диканьку, имение Кочубея, где он с некоторого времени жил, ссылаясь на нездоровье.

Кочубей, предупрежденный миргородским полковником Апостолом, успел вызвать к себе Искру и вместе с ним бежать в Ахтырский полк, следовательно за пределы юрисдикции гетмана; беглецы отдались под защиту Осипова.

Пользуясь расположением некоторых из близких к Петру лиц, Мазепа успел овладеть своими врагами, причем ему предоставлено было действовать по его собственному усмотрению и действовал он очень неблаговидно, впрочем, должно признаться, при содействии царских чиновников.

Чтобы вернее поймать доносчиков, сделали вид, что царь им доверяет и велит явиться лично - сперва только Искре; Кочубей поехал его провожать, но по дороге получил приказ ехать вместе с Искрой.

Доносчики прибыли в Смоленск, а оттуда 18 апреля - в Витебск к Головкину (канцлеру); кроме Кочубея и Искры сюда же прибыли Святайло, Яценко и сотник полтавского полка Кованько, на показания которого Кочубей думал ссылаться для подтверждения верности доноса, и еще 11 других лиц. 19 апреля Кочубей подал Головкину и Шафирову письменный донос на Мазепу, обвиняя его в подозрительных сношениях о поляками, намерении передаться им, недовольстве московским владычеством, распространении слухов о разных бедах, которые Москва готовит Украине, восхвалении изменивших прежде гетманов, разных злоупотреблениях и прочее.

Но из обвинителя Кочубей скоро очутился в положений обвиняемого; ввиду доверия царя и Меньшикова к Мазепе, не стали исследовать, верен ли донос, а предрешили, что он ложен, и стали допытываться, по каким побуждениям, не по наущению ли шведов, он сделан.

Поводом к изменению характера следствия послужило то, что Кочубей и Искра разошлись в показаниях: Искра говорил, что Мазепа хочет покуситься на жизнь царя, а Кочубей в письменном доносе об этом не говорил.

Разногласивших доносчиков обыкновенно подвергали пытке; и Кочубея и Искру посадили под караул, отдельно друг от друга и решили пытать.

Не допуская до пытки, Кочубей объявил, что вины за гетманом не знает, и доносил по "домашней злобе за дочь". Искра под пыткой объявил, что доносил исключительно со слов Кочубея, и последнего пытали, чтобы узнать, не по наущению ли неприятелей, с целью заменить верного гетмана их единомышленником, сделан донос, и кто в нем участвовал, кроме Кочубея (подозрение было на миргородского полковника Апостола).

Кочубей и на пытке давал прежние показания: измены за гетманом не знает, с неприятелями сношений не имел, причина доноса - личная ненависть к гетману; сообщники - один Искра. Министры признали Кочубея и Искру достойными смертной казни и отправили их (30 апреля) в Смоленск, до царского указа; Головкин советовал выдать их Мазепе; этого просил и Мазепа, боясь внезапного поворота дела в невыгодную для него сторону, а ссылаясь на то, что замедление дела порождает на Украине толки о том, что гетман находится в подозрении.

Но Петр, не теряя еще надежды открыть сношения доносчиков со шведами, велел привезти их опять в Витебск и снова пытать; 28 мая Кочубей был снова пытан, но показаний не именил.

Тогда решено было выдать их Мазепе; 29 июня Кочубей и Искра, под великороссийским конвоем, привезены в Киев и 11 июля выданы Мазепе, Кочубея снова под пыткой допрашивали об его имуществе и 14 июля 1708 г., под конвоем великороссийских солдат, при громадном стечении народа, казнили вместе с Искрой в местечке Борщаковке, под Белой Церковью.

Петр ожидал почему-то, что Мазепа будет просить помилования доносчиков, но этого не случилось.

Похоронен Кочубей в Киево-Печерской Лавре. - Возвышением своим Кочубей обязан не столько своим талантам - он не был выдающейся личностью, - сколько своему усердию и честолюбию жены; она же, кажется, подстрекнула его и к доносу, вызванному, вероятно, не столько преданностью к Москве, сколько личной враждой к Мазепе и надеждой возвыситься, в случае успеха доноса. "Источники малорос. истории, собр. Бантыш-Каменским" - Чтен. Моск. Общ. Ист. и Древн. 1859 г., т. I; "В. Л. Кочубей в рассказе его современника" - "Рус. Стар." 1883 г., № 12; Лазаревский - "Очерки истории некот. малорос. фамилий" "Рус. Арх." 1876 г., кн. III; Бантыш-Каменский - "Словарь достопамятных людей", т.III; Соловьев - "История России". т. XV: Костомаров - "Мазепа", глава XII. {Половцов} Кочубей, Василий Леонтьевич - известный обличитель Мазепы.

Сын войскового товарища, К. род. около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, К. был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу.

В 1681 г. он уже был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем, и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича.

Мазепа, став гетманом, наградил К. деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой); дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника.

Доверие Мазепы к К. было настолько велико, что он ему первому рассказал о своем намерении отложиться от России.

Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь К., Матрену Васильевну ("Мария" пушкинской "Полтавы") и хотел, разведясь с женой, вступить с ней в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены К. Тогда Мазепе удалось соблазнить Матрену К., которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. После этого старики К. некоторое время не бывали у Мазепы и писали ему негодующие письма, на которые он отвечал, обвиняя их самих в несогласии выдать дочь за него замуж и указывая на свое великодушное отношение к ним, так как он шестнадцать лет терпел их "поступки смерти годные". Тогда Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепой, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены К., был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу.

Никанор, добравшись до Москвы, дал в Преображенском приказе подробные показания; над Мазепой был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось.

В 1707 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко.

Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, все же оставил Кочубеев в покое. Тогда они послали через своих соумышленников - полковника Искру (см.) и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, который был передан Петру через киевского губернатора, кн. Д. М. Голицына (см.). Последний назначил следствие, поручив его канцлеру гр. Г. И. Головкину (см.) и тайному секретарю Шафирову.

Мазепа действовал настолько скрытно и тактично, что следователи ничего не могли открыть, а напротив, уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками.

Мазепа решился захватить К. и Искру; они бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск.

Между тем Петр, убедившись в лживости доноса, написал Мазепе ряд благосклонных писем и приказал выдать ему обличителей.

В Витебске К. и Искру ждали жестокие пытки, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 24 апреля 1708 г. Головкин доносил Петру из Витебска: "так как К. зело стар и дряхл безмерно, того ради пытать его больше не решился, чтоб прежде времени не издох". Под пытками Искра и К. заявили, что их показание ложно, но и эти пытки не принудили их сказать что-либо о "неприятельских факциях", которых и в самом деле не было. Затем последовал новый ряд пыток, направленный к тому, чтоб К. выдал Мазепе скрытые им богатства.

Наконец, 15 ноля 1708 г. Искра и К. были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви.

К. погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранятся в Покровской црк. с. Жук, Полтавской губ. Жена К. с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены, после чего Кочубеям были возвращены их имения, а также имения Искры. Матрена К. была в 1707 г. выдана замуж за генерального судью Чуйкевича, которого Мазепа успел склонить на свою сторону, а затем сослана, вместе с мужем, в Сибирь.

По возвращении она умерла в монастыре.

Прежние историки идеализировали личность К. Теперь взгляд на него изменился: им руководили чисто личные счеты, а не патриотизм.

Автобиографическая записка К. напечатана в "Чтениях Моск. Общества Истории и Древностей" (1859, I). {Брокгауз} Кочубей, Василий Леонтьевич генерал. судья Малорос. войска, казнен за доносч. в измене Мазепы 14 июля 1709 г. {Половцов}

КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ

Кочубей Василий Леонтьевич - обличитель Мазепы. Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепою донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитою Диканькою), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника. Доверие Мазепы к Кочубею было настолько велико, что он ему первому рассказал о своем намерении отложиться от России. Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь Кочубея, Матрену ("Мария" пушкинской "Полтавы"), и хотел вступить с нею в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены Кочубея. Мазепе удалось соблазнить Матрену Кочубей, которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. После этого старики Кочубеи некоторое время не бывали у Мазепы и писали ему негодующие письма, на которые он отвечал, обвиняя их самих в несогласии выдать дочь за него замуж и указывая на свое великодушное отношение к ним, так как он шестнадцать лет терпел их "поступки смерти годные". Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепою, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепою был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1707 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, все же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников - полковника Искру и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д.М. Голицына. Было назначено следствие, которое вели канцлер граф Г.И. Головкин и тайный секретарь Шафиров. Мазепа действовал настолько тактично, что следователи ничего не могли открыть и уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Кочубей и Искра бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Между тем Петр, убедившись в лживости доноса, написал Мазепе ряд благосклонных писем и приказал выдать ему обличителей. В Витебске Кочубей и Искра подверглись жестоким пыткам, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 24 апреля 1708 г. Головкин доносил Петру из Витебска: "так как Кочубей зело стар и дряхл безмерно, того ради пытать его больше не решился, чтоб прежде времени не издох". Под пытками Искра и Кочубей заявили, что их показание ложно, но и эти пытки не принудили их сказать что-либо о "неприятельских факциях", которых и в самом деле не было. Последовал новый ряд пыток, направленный к тому, чтоб Кочубей выдал Мазепе скрытые им богатства. Наконец, 15 июля 1708 г. Искра и Кочубей были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви. Кочубей погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранится в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии. Жена Кочубея с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены, а также имения Искры. Матрена Кочубей была в 1707 г. выдана замуж за генерального судью Чуйкевича, которого Мазепа успел склонить на свою сторону, а затем сослана, вместе с мужем, в Сибирь. По возвращении она умерла в монастыре. Прежние историки идеализировали личность Кочубея. Теперь взгляд на него изменился: им руководили чисто личные счеты, а не патриотизм. Автобиографическая записка Кочубея напечатана в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" (1859, I).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1640-1708) генеральный писарь (с 1687), генеральный судья (с 1699) Левобережной Украины. Сообщил Петру I об измене Мазепы. Казнен …
  • КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ
    Василий Леонтьевич , украинский государственный и военный деятель. Родился в богатой …
  • КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ
    известный обличитель Мазепы. Сын войскового товарища, К. род. около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, К. был трудолюбив и прекрасно …
  • КОЧУБЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный обличитель Мазепы. Сын войскового товарища, К. род. около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, К. был трудолюбив и …
  • КОЧУБЕЙ
    368880, Дагестан Республики, …
  • КОЧУБЕЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    357967, Ставропольского, …
  • КОЧУБЕЙ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князья, среди которых исторически известный Василий Кочубей - сподвижник Петра I и соперник Мазепы. Род от беков татарской орды, кочевавшей …
  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • КОЧУБЕЙ
    Кочубей - русский княжеский, графский и дворянский род, происходящий, по семейному преданию, от татарина Кучук-бея, выехавшего в Малороссию в половине …
  • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • КОЧУБЕЙ РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский княжеский и дворянский род, происходящий от татарина Кучук-бея, выехавшего в Малороссию в половине XVII ст. и крестившегося с именем …
  • КОЧУБЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (кн. Виктор Павлович) - государственный деятель (1768 - 1834). Родился в Малороссии, на 8-м году записан в гвардию капралом. С …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • КОЧУБЕЙ
    КОЧУБ́ЕЙ Ив. Ант. (1893-1919), участник Гражд. войны. С 1918 команд. отрядом Кр. Гвардии, кон. полком, кав. бригадой на Сев. Кавказе. …
  • КОЧУБЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЧУБ́ЕЙ Викт. Пав. (1768-1834), князь (1831), гос. деятель и дипломат, поч. ч. Петерб. АН (1818). Чл. Негласного к-та. В 1802-07 …
  • КОЧУБЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЧУБ́ЕЙ Вас. Леонт. (1640-1708), ген. писарь (с 1687), ген. судья (с 1699) Левобережной Украины. Сообщил Петру I об измене Мазепы. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • КОЧУБЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Василий Леонтьевич (1640-1708) , генеральный писарь (с 1687), генеральный судья (с 1699) Левобережной Украины. Сообщил Петру I об измене Мазепы. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …
  • СТ.КОЧУБЕЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    368881, Дагестан Республики, …
  • ЛИХАРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лихарев Василий Алексеевич (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, …
  • ГОРБАЧЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Василий Григорьевич (1885 - 1938), священник, священномученик. Память 13 февраля, в …
  • ВАСИЛИЙ ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Родзянко) (1915 - 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в …
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …
  • ЯНЫШЕВ ИОАНН ЛЕОНТЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Янышев (Иоанн Леонтьевич) - известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в 1826 г. Сын диакона Калужской губернии, …
  • ШАКЛОВИТЫЙ ФЕДОР ЛЕОНТЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шакловитый (Федор Леонтьевич) - известный сообщник царевны Софии Алексеевны, которая его из подьячих возвела в думного дворянина и окольничего …
  • ФРЕЙ АДАМ ЛЕОНТЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Фрей (Адам Леонтьевич, 1820 - 1876) - педагог. Был инспектором училища при церкви святой Анны в Петербурге. Известен как составитель …
Смерть: 15 (26) июля (1708-07-26 )
село Борщаговка под Белой Церковью ныне Погребищенский район , Винницкая область

Васи́лий Леонтье́вич Кочубе́й (укр. Василь Леонтійович Кочубей ; -15 (26) июля ) - генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского . Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене. От него происходит аристократический род Кочубеев .

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочинённый Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника .

В начале 1690-х Мазепа подавил восстание Петрика на юге. Лидер восстания-канцелярист Петро Иваненко (Петрик) был женат на племяннице генерального писаря Василия Кочубея. Возможно, это послужило истоком вражды между ними.

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с 16-летней дочерью Кочубея Мотрей . Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей (что церковными законами приравнивалось к родительству). Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей. Однако девушка больше не хотела жить с родителями и повторно ушла жить к пожилому возлюбленному.

В 1706 году гетман первому сообщил Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от Российской империи . В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили, но за гетманом был учреждён негласный надзор. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Ему снова не поверили и Мазепе сообщили об этом доносе.

Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру и священника Святайлу и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова, который и передал новый донос царю Петру через киевского губернатора князя Д. М. Голицына .

Казнь

Окровавленная рубаха, в которой Кочубей был во время совершения казни, хранилась в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии.

Семья

Василий Кочубей был женат на Любови Фёдоровне (ум. 1722), дочери полтавского полковника Федора Ивановича Жученко , которая унаследовала после отца богатое полтавское село Жуки . Дети :

Образ в литературе и историографии

Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами, И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. Под влиянием поэмы Пушкина образы Кочубея и Искры окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников. Граф А. К. Толстой писал:

Ты знаешь край, где с Русью бились ляхи, Где столько тел лежало средь полей? Ты знаешь край, где некогда у плахи Мазепу клял упрямый Кочубей И много где пролито крови славной В честь древних прав и веры православной?

Памятник

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады . Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная» .

Напишите отзыв о статье "Кочубей, Василий Леонтьевич"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Таирова-Яковлева Т. Г. Мазепа. - Москва: Молодая Гвардия , 2007. - 270 с. - (Жизнь замечательных людей). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-02966-8 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кочубей, Василий Леонтьевич

– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.
– Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев.
– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.
Молчание это было прервано одним из братьев, который, подведя Пьера к ковру, начал из тетради читать ему объяснение всех изображенных на нем фигур: солнца, луны, молотка. отвеса, лопаты, дикого и кубического камня, столба, трех окон и т. д. Потом Пьеру назначили его место, показали ему знаки ложи, сказали входное слово и наконец позволили сесть. Великий мастер начал читать устав. Устав был очень длинен, и Пьер от радости, волнения и стыда не был в состоянии понимать того, что читали. Он вслушался только в последние слова устава, которые запомнились ему.
«В наших храмах мы не знаем других степеней, – читал „великий мастер, – кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящешь следы древнего, утраченного тобой величества“.
Кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его. Пьер, с слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.
Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.
Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.

КОЧУБЕЙ Василий Леонтьевич [около 1640 - 14(25).7.1708, село Борщаговка, близ города Белая Церковь], украинский государственный и военный деятель, дипломат. Из рода Кочубеев. Войсковой канцелярист у гетмана Левобережной Украины И. М. Брюховецкого и гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко, посланец Дорошенко в Османскую империю (1675). Уманский писарь (1675), канцелярист и посланец архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) в Москву (1676). Участвовал в русско-турецкой войне 1676-81, в том числе в Чигиринских походах, а также в Крымских походах. Войсковой канцелярист (1679), реент (помощник генерального писаря) Генеральной войсковой канцелярии (1681-87), посланец гетмана И. С. Самойловича в Москву (1683). Доверенное лицо И. С. Мазепы (породнился с ним, став тестем племянника Мазепы - И. П. Обидовского), в 1687 участвовал в его заговоре против Самойловича. Благодаря покровительству Мазепы приобрёл обширные земельные владения, центр которых находился в селе Диканька (ныне посёлок городского типа Полтавской области, Украина). Генеральный писарь (1687-99), генеральный судья (1699-1708), наказной гетман (1706-08). Участвовал в Азовских походах 1695-96. С 1700 стольник.

Наметившиеся в начале 1690-х годов разногласия Кочубея с И. С. Мазепой, который ориентировался в своей политике на Речь Посполиту, в конце 1704 переросли в открытый конфликт, осложнённый личными мотивами - желанием Мазепы жениться на дочери Кочубея, своей крестнице, Матрёне Васильевне Кочубей (около 1688 - после 1709) . С 1707 Кочубей распространял на Украине сведения о намерении Мазепы перейти на сторону польского короля С. Лещинского и шведского короля Карла XII, неоднократно посылал доносы в Москву (в том числе в феврале 1708 через бывшего полтавского полковника И. И. Искру), в которых извещал Петра I о планах гетмана. Однако царь, полностью доверявший Мазепе, расценил действия Кочубея как клевету и сообщил о них гетману. Спасаясь от преследований Мазепы, 19(30).3.1708 Кочубей вместе с Искрой бежал в местечко Красный Кут, 18(29) апреля в сопровождении двух офицеров добровольно приехал в ставку царя в Витебск, где 21 апреля (2 мая) был арестован. С 23 апреля (4 мая) следствие проводилось в Смоленске. «Розыск» по делу Кочубея вели глава Посольской канцелярии Г. И. Головкин и тайный секретарь П. П. Шафиров. Не выдержав пыток, престарелый Кочубей отказался от обвинений в адрес Мазепы, повинился в «ложных оговорах», заявив о намерении поставить на место гетмана полковника Д. П. Апостола. По приказу Петра I Кочубей выдан Мазепе и обезглавлен в его полевом лагере. После измены Мазепы Кочубей признан невиновным, похоронен (вместе с Искрой) в Киево-Печерской лавре, конфискованные в казну земли возвращены его наследникам. На месте казни Кочубея и Искры в селе Борщаговка в 1911 году был поставлен обелиск, а у Киево-Печерской лавры в 1914 открыт памятник Кочубею и Искре, просуществовавший до 1921.

Источн.: [Дело Кочубея] // Чтения в Обществе истории древностей российских. 1859. Кн. 1. С. 61-155.

Лит.: Сторожевский Н. К. Кочубей и Искра. Житомир, 1890; Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. К., 1910. Т. 2; Шутой В. Е. Борьба народных масс против нашествия армии Карла XII. 1700-1709. М., 1958; Icтopiя украïнського козацтва. Киïв, 2000. Т. 1; Павленко С. О. I. Мазепа. Киïв, 2003.

«Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал А. С. Пушкин о «Полтаве». сайт предлагает вспомнить исторических персонажей — героев поэмы великого поэта.

Мазепа

Государственный и политический деятель Украины Иван Мазепа родился на хуторе Каменцы под Белой Церковью в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен: 1629, 1633, 1639, 1644. В детстве Мазепа освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже отец послал Ивана ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе «покоевых» дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи.

«Великий гетман казаков Иоганн Мазеппа». Западноевропейская гравюра начала XVIII века

В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван получил должность черниговского подчашего, которую с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году он поступил на службу к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа перешел к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. В 1682 — 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.

После неудачной Крымской кампании 1687 года Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом Левобережной Украины. Официально его титул именовался «гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра». Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.

Первоначальное название поэмы «Полтава» — «Мазепа»


Длительное время гетман был одним из ближайших сподвижников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в стране) был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного.

Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году он предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск, для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском гетман открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на его сторону перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев экс-гетмана перешли на сторону россиян.

Таким образом, ко времени битвы под Полтавой Мазепа остался с горсткой верных ему людей. Его попытки вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. После разгрома шведов в Полтавском сражении Мазепа вместе со шведским королем бежал в турецкую крепость Бендеры, где и умер 8 сентября 1709 года. Тело Мазепы перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия.

Кочубей

Василий Кочубей родился около 1640 года в богатой семье, владевшей огромными земельными наделами с крепостными крестьянами на Левобережной Украине. При гетмане Мазепе занимал высшие должности в гетманском уряде: генерального писаря в 1687 — 1699 годы, генерального судьи в 1699 — 1708 годы. В составе украинских казацких войск участвовал в Азовских походах. Узнав о тайных переговорах Мазепы со шведским королем Карлом XII и польским королем Станиславом Лещинским, целью которых было отделение Украины от России и подчинение ее власти Швеции и Польши, Кочубей несколько раз предупреждал Петра I о готовившейся измене.


Василий Кочубей

Царь, бесконечно доверяя Мазепе, счел сведения об его измене клеветой и выдал гетману бежавших в Россию Кочубея и его единомышленника полковника Искру, которые после пыток были казнены. Когда Петру стало известно о побеге Мазепы к Карлу XII, царь пришел в бешенство. В самые напряженные дни перед Полтавской битвой он непрерывно слал в Москву гонцов, торопя изготовить и доставить ему «орден Иуды» — огромную двенадцатифунтовую медаль с цепью. На ней был изображен повесившийся над рассыпанными сребрениками христопродавец со словами «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». После Полтавской победы князь Меншиков получил строжайший приказ догнать и схватить предателя, но выполнить его не сумел — Карл XII и Мазепа ускользнули от русских отрядов и бежали в Турцию. Желание казнить изменника было так велико, что вопреки своей обычной скупости Петр предлагал турецкому муфтию 300 тысяч талеров, если тот убедит султана выдать беглеца. Но сделка не состоялась, а Мазепа скончался естественной смертью, так и не отмеченный еще одним царским «орденом». Кочубей и Искра с почестями были похоронены в Киево-Печерской лавре.


Искра

Иван Искра был представителем казацкого рода Искр. Его дед, Яков Остряница, был гетманом, отец — полковником. Иван Иванович принадлежал к антигетманской оппозиции, которую возглавлял Василий Кочубей. В 1703 году он ушел с должности полковника Полтавского полка и удалился в свои имения.

Осенью 1708 года вместе с Кочубеем Искра написал донос Петру I на Мазепу, разоблачая гетмана как предателя, ведущего переговоры с польским и шведским монархами. Петр I казакам не поверил. «Лжедоносчики» были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После жестоких пыток Искра и Кочубей были вынуждены сказать, что оговорили гетмана по злобе. После этого за ложный донос их приговорили к смертной казни, отправив в село Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Там новый допрос учинил Филипп Орлик. 26 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.


Могила Кочубея и Искры возле Трапезной церкви Киево-Печерской лавры

Орлик

Филипп Орлик был обедневшим потомком литовско-белорусского шляхетского рода чешского происхождения. После окончания Киево-Могилянской академии некоторое время служил кафедральным писарем Киевской духовной консистории, а затем переехал в Полтаву, где работал при гетманской канцелярии.

В ноябре 1698 года Орлик женился на Анне, дочери полтавского полковника Павла Герцика. Это бракосочетание ввело способного канцеляриста в круг казацкой элиты и открыло ему путь к старшинской карьере. Уже через год Филипп Орлик был назначен на должность старшего писаря в гетманской военной канцелярии. В 1706 году он стал генеральным писарем Войска Запорожского и ближайшим помощником гетмана Мазепы. Подавшись вместе с Мазепой в эмиграцию, Орлик перенял после его смерти гетманство.


Филипп Орлик

В статусе законного обладателя Украины в изгнании, Филипп Орлик более 30 лет руководил политикой эмигрантского правительства. Целью гетмана было освобождение Украины от московской власти. Все это время он пытался выдвинуть украинский вопрос на международный форум и организовать антироссийскую коалицию европейских держав.

Умер Филипп Орлик в Яссах, не увидев осуществления своих мечтаний. На протяжении всей жизни он вел дневник, со страниц которого предстает образ чуткого, ласкового, хорошо воспитанного человека, с особым теплом относившегося к своей большой семье. В семье Орликов родилось 7 детей.


Судьба семейства Орликов сложилась трагически. После 5-летнего пребывания в Бендерах, Орлик в 1714 году перебрался с семьей в Швецию, где жил до 1720 года. Затем переехал в Германию. Спасаясь от преследований царских агентов, в 1721 году спрятал жену и детей в разных монастырях в Бреславле, а сам жил инкогнито в Силезии и Польше, вынужден был искать безопасные страны. Вскоре семья прибыла в Краков.

Гетман решил вернуться под протекцию Оттоманской Порты. Попрощавшись с семьей, он в феврале 1722 года перешел турецкую границу под Хотином. С тех пор до конца жизни Филипп Орлик пребывал во владениях Турции, где был фактически интернирован.

Старший сын Орлика, Григорий, находился на военной службе в шведской и саксонской гвардиях. Впоследствии он продолжил дело отца. Кроме него, больше никого из своей семьи гетман до конца дней не видел. Двое младших сыновей умерли в детском возрасте. Старшая дочь Анастасия вышла замуж за участника российского похода Карла XII графа Иоганна Штейнфлихта. Рожденного от него сына назвала в честь деда Филиппом.

Войнаровский

Андрей Войнаровский — украинский казацкий старшина, крупный землевладелец, племянник гетмана Мазепы, его единомышленник и наследник. Год рождения Войнаровского неизвестен. Гетман Мазепа готовил племянника к политической карьере: Андрей учился в Киево-Могилянской академии, затем продолжил обучение в Германии.


Андрей Войнаровский

Как соратник Мазепы, Войнаровский вместе с гетманом перешел на сторону шведов во время Северной войны. В 1709 году, после Полтавского сражения, вместе с Мазепой и королем Швеции Карлом XII бежал в Бендеры, затем в Германию. Неоднократно подстрекал Турцию и Крымское ханство к войне с Россией.

В 1718 году Андрей Войнаровский был арестован в Гамбурге по требованию русского правительства и препровожден в Петербург. Вместе с семьей он был сослан в Якутск, где умер в 1740 году.

Войнаровский — герой одноименной историко-героической поэмы К. Ф. Рылеева


Мария

Матрена Кочубей — дочь генерального судьи Василия Кочубея, крестница и любовница Ивана Мазепы. Влюбившись в старика, она бежала к нему. Впоследствии Мазепа отослал Мотрю обратно, но, по выражению родителей, «очародействовал» ее так, что она не хотела жить с родителями, ругалась, плевала на них и металась, а с гетманом вела переписку. Однако впоследствии любовь охладела.


Матрена Кочубей

В 1707 году, несмотря на совет Мазепы подождать, ибо скоро Украина присоединится к Польше, Матрена Кочубей была выдана замуж за сына генерального судьи Василия Чуйкевича — Семена. Чуйкевичи вместе с Мазепой перешли к шведам и после Полтавской битвы были сосланы в Сибирь. Матрена же умерла на родине, в монастыре.

Николай Костомаров видел в ней «очень ограниченное женское существо». В поэме Пушкина «Полтава» Мотря Кочубей выведена под именем Марии.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook