Какие бывают способности у ребенка. Залог успешности: выявление творческих способностей у детей. Когда поддержка родителей очень важна

Заметить проявление способностей можно с раннего детства. Некоторые малыши начинают пытаться рисовать, другие любят танцевать или петь. Чтобы понять, что будет лучше для ребенка, стоит определить его способности.

Стоит отметить, что человеку мало обладать способностями, так как их нужно развивать в течение длительного времени.

Только в таком случае человек сможет достичь успеха в выбранной деятельности.

Многие родители задумываются о дополнительном образовании ребенка уже после рождения и перед ними встает несколько вопросов:

  • можно ли точно определить способности ;
  • стоит ли отдавать ребенка в разные секции и студии;
  • что делать, если выбор ошибочен.

Важно понимать, что не у каждого человека имеются способности, благодаря которым он может достичь успеха в выбранной сфере. Но также стоит учитывать и то, что при усердной работе многие люди добиваются больших результатов и без врожденных способностей. Именно поэтому важно не выбирать для ребенка сферу деятельности, а понять, чем он сам желает заниматься.

Существуют тесты для родителей, отвечая на которые можно определить способности ребенка. Но стоит отметить, что этот вариант подходит для тех, кто постоянно наблюдает за своими детьми и знает особенности их поведения. Например, ответив на вопросы о том, чем любит заниматься ребенок и как он относится к определенной деятельности, можно сделать предположение о его способностях.

Какие бывают способности ребенка

Способности классифицируются в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  1. Интеллектуальная. Способности в этой сфере проявляются в любознательности, исключительной памяти и желании учиться. Если ребенок наблюдателен и знает то, о чем его сверстники и не подозревают, скорее всего у него способности к интеллектуальной деятельности.
  2. Академические достижения. При наличии способностей в этой сфере ребенок много читает, обладает хорошим вниманием и способен удерживать в памяти символы, буквы и слова.
  3. Творческое или продуктивное мышление. При наличии творческих способностей ребенок является любознательным и при этом изобретателен в различных сферах деятельности. Также людей с творческими способностями характеризует высокая продуктивность.
  4. Общение и лидерство. Способности в этой сфере определяются умением легко приспосабливаться к новой ситуации и сохранение уверенности среди незнакомых людей. Детей, предрасположенных к общению, легко определить по тому, как к ним относятся сверстники. Если ребенка часто выбирают в качестве партнера по играм или занятиям, скорее всего он обладает способностями в данной сфере.
  5. Художественная деятельность. Дети со способностями в этой сфере отличаются стремлением создавать рисунки или фигуры из пластичных материалов. Также они уделяют большой интерес визуальной информации.
  6. Двигательная деятельность. , обладающие способностями в данной сфере, демонстрируют хороший уровень развития двигательных навыков.

Согласно данным сферам деятельности родителям предлагается несколько тестов, ответив на которые можно будет понять, какие способности есть у ребенка.

Как определить способности ребенка к профессии

Перед тем как направляться к специалистам по профориентации, следует учитывать, что делать это нужно лишь в подростковом возрасте. При этом нужно быть уверенным в том, что ребенок пройдет тестирование у компетентного специалиста, который сможет уделить ему достаточно внимания. Школьные психологи зачастую не обладают новыми методиками и временем для того, чтобы помочь ребенку определить, какая профессия ему подходит.

Как протестировать ребенка?

Из-за этого многие молодые люди через несколько лет после получения профессионального образования получают второй диплом или начинают работать не по специальности. Это происходит из-за того, что в подростковом возрасте не было уделено достаточно внимания профориентации.

Существует множество методик, благодаря которым можно определить, предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Но стоит отметить, что важно проходить комплексное тестирование, а не полагаться на результаты нескольких общеизвестных методик.

Именно поэтому лучший вариант – проведение тестирования платными психологами. Но при отсутствии такой возможности ребенку стоит ответить на вопросы тестов, предлагаемых школьным психологом. Важно понимать, что для определения наиболее подходящей профессии нужно предоставить ребенку информацию о различных сферах деятельности и узнать его мнение.

Как протестировать ребенка на способности

Тестирование детей в подростковом возрасте

Протестировать ребенка можно в специализированных центрах или при помощи методик, которые находятся в открытом доступе. При отсутствии знаний о данном процессе лучше всего доверить такую работу специалистам. При самостоятельном тестировании можно неверно определить подходящую сферу деятельности, из-за чего в будущем ребенок не будет доволен своей профессией.

Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок после обучения в музыкальной школе прекращает брать в руки музыкальный инструмент и забывает о нем на много лет. Чаще всего это происходит из-за того, что родители ошибочно считают, что у ребенка есть способности в определенной сфере деятельности. Также это случается и по причине того, что при наличии таланта ребенок не желает заниматься определенной деятельностью.

Именно поэтому важно проведение тестирования для определения способностей. Благодаря этому родители:

  • начинают лучше понимать своих детей;
  • узнают об их талантах и склонностях;
  • не совершают ошибок, отдавая ребенка учиться тому, к чему у него нет мотивации и таланта.

Тестирование самих детей производится в подростковом возрасте, так как до этого времени они не способны удерживать внимание, отвечая на сотни вопросов. Поэтому для определения способностей детей в младшем школьном возрасте используются тесты для родителей.

Как влияет среда на способности ребенка

Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:

  • теория о генетической природе способностей;
  • теория о приобретенных способностях.

С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.

Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:

  • опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
  • особенности воспитания;
  • особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.

Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.

Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.

Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники. Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.

Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.

Но не стоит забывать и о личной активности. Если ребенку неинтересна определенная деятельность, даже при наличии задатков, он не станет выдающимся музыкантом, художником или математиком. Именно поэтому личная активность является важнейшим фактором, который влияет на развитие способностей.

Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.

Какие способности ребенка описывает Монтессори

Под педагогикой Монтессори подразумевается система обучения детей, которая была разработана Марией Монтессори. Согласно данной методике ребенок должен обучаться в условиях, при которых его не принуждают к выполнению каких-либо действий.

Мария Монтессори была убеждена, что как наказание, так и поощрение негативно сказываются на результатах обучения. Она считала, что при создании благоприятных условий ребенок сможет проявить свои задатки и развить способности.

Обучение по указанной методике производится в соответствии с несколькими обязательными правилами:

  1. Ребенка не следует принуждать к чему-либо. Он должен сам обратиться к взрослому.
  2. О детях нельзя говорить ничего плохого.
  3. Во время воспитания и обучения необходимо концентрироваться на хороших качествах и поступках ребенка. Благодаря этому для плохого со временем не останется места.
  4. Важно тщательно подготавливать среду, в которой будет заниматься ребенок.
  5. Во время обучения необходимо быть готовым откликнуться на призыв ребенка.
  6. Необходимо уважать ребенка, который сделал ошибку, но при этом немедленно останавливать его в случае, если он совершает действия, которые могут угрожать безопасности ребенка или его развитию.
  7. Если ребенок отдыхает или наблюдает за другими детьми, нельзя принуждать его к активным действиям.
  8. Важно помогать ребенку найти занятие, если он ищет его.

Одним из наиболее важных элементов педагогики Монтессори является подготовленная среда. Она позволяет ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослых. В пример можно привести использование столов и стульев, которые дети могут переставлять самостоятельно.

Как проверить ребенка на спортивные способности

Педагогика Монтессори

Решая отдать ребенка в спортивную секцию, родители часто не представляют, какой вид спорта стоит выбрать. Для того чтобы занятия были эффективными, сначала необходимо определить способности ребенка. Одной из распространенных ошибок становится выбор секции в соответствии со своими желаниями. Кто-то всегда мечтал стать боксером и поэтому отдает сына для занятий данными видом спорта. Но у ребенка могут отсутствовать способности или желание заниматься определенной деятельностью.

Стоит помнить о том, что физкультура и спорт – это разные вещи. Если хочется укрепить здоровье ребенка, достаточно заниматься общей физической подготовкой. Спорт же подразумевает соревнования и достижения высоких спортивных результатов. Именно поэтому при выборе спортивной секции прежде всего необходимо ориентироваться на способности и его физические данные.

Наиболее простым способом определения способностей являются пробные занятия в разных спортивных секциях. Опытный тренер после первого занятия способен определить, подходит ли ребенку выбранный вид спорта или нет.

Еще одним способом является комплексное генетические обследование, благодаря которому можно точно определить, к какой области ребенок при желании сможет достичь больших результатов. В основе такого обследования лежат особенности функционирования мышечной ткани. Человек, который будет быстрее пробегать короткие отрезки за минимальное время, не сможет стать лучшим в беге на длинные дистанции.

Существует 2 типа мышечных волокон – медленные и быстрые. Медленные приспособлены к длительной нагрузке, а быстрые лишь в кратковременной взрывной. В соответствии с наличием генов, отвечающих за разные параметры, выделяют 3 генотипа:

  1. Люди с генотипом R/R способны достигать высоких результатов в спринтерском беге, метании ядра и других дисциплинах, где важна скорость и сила.
  2. Обладатели генотипа R/X имеют преимущества при занятии такими видами спорта, как единоборства и спортивные игры.
  3. Более редким генотипом считается X/X. Его носители способны достичь больших результатов при занятии спортом, где важна выносливость. В пример можно привести плавание на длинные дистанции.

Таким образом, самостоятельно определить наличие спортивных способностей и задатков практически невозможно. Именно поэтому необходимо посоветоваться с тренерами, которые занимаются подготовкой детей в различных секциях. Лучшим вариантом является определение генотипа ребенка.

Важно учитывать, что перед началом занятий ребенок должен пройти обследование. Это связано с тем, что некоторым детям противопоказаны большие нагрузки.

Не стоит забывать, что ребенок должен стремиться достигать результата в выбранной деятельности, так как без мотивации даже при наличии способностей ничего не выйдет. Также достижение результатов зависит от:

  • характера ребенка;
  • квалификации тренера;
  • социальных условий.

Если все описанные факторы будут благоприятными, результаты будут заметны уже на начальных этапах.

В физкультуре есть множество направлений, в которых человек может стать успешен независимо от того, какой у него генотип. Но при желании провести исследование сделать это можно уже в раннем .

Как распознать способности ребенка смотрите в следующем видео:

«Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Что значит способности?

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности - любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.

Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

Кто, когда и каким образом может выявить способности ребёнка?

Школа и дошкольные учебные учреждения. Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы. Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается. Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Семья. Именно поэтому выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

Методы и способы выявления наклонностей детей

  • Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
  • Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
  • Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Основные разновидности способностей, их определение и диагностика

Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
  • Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
  • Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
  • Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
  • Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).

Выражаются в активном использовании . Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное . Каким же образом происходит выявление творческого потенциала детей?

  • Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
  • Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

  • Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
  • Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
  • Желание работать с материалами и инструментами.
  • Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
  • Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

Способности Наклонности ребёнка
Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
Спортивные Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

Развитие детских способностей

В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.

Казалось… Оказалось?

Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.

Скорее всего, даже окончив нужный вуз по этой специальности, потенциальный программист не достигнет ожидаемых успехов на этом поприще, и займётся другим видом деятельности.

А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.

Помните, что только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как выявить и развить способности у ребёнка рассказывает специалист:

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их . Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями - как определить способности ребенка . Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников .

Что такое способности ?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках) . Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детей можно разделить на два вида : общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся :

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности , в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии . Они подразделяются на несколько категорий :

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру , способность договариваться и влиять на других детей .

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности .

Существует четыре метода для определения способностей детей :

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей , сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей : о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы : какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам : психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников . Для определения способностей , в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное» , который определяет эмоциональное и психическое состояние детей , и их творческий потенциал.

Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся .

Помимо вопроса как определить способности ребенка , очень важно знать как их затем развивать и работать с ними .

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей . Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками) .

Выявить вовремя , какими способностями обладает ребенок , является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей ? Какие способы выбрать ? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам . Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Консультация «Как лепка влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной,.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.

Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста. План: I. Музыка нужна детям. II. Музыкальные способности ребенка. III. С чего.

Библиотека изображений:

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос успешным человеком, чтобы в жизни он занимался любимым делом, добиваясь высоких результатов в своей деятельности. Это возможно при условии своевременного выявления и развития природных способностей ребенка. Детские психологи утверждают, что все детки по-своему талантливы, и раскрыть эти таланты нужно именно в дошкольном возрасте, поскольку от этого зависит выбор специализированной школы, класса и ВУЗа. Итак, как определить способности ребенка?

  • Наблюдение – это один из простейших способов изучения способностей детей. Наблюдая за различными сферами детской деятельности, родители могут выявить те, которым малыш отдает наибольшее предпочтение.
  • Игра. Детская психология определяет игровую деятельность как основной род занятий для ребенка. Дети склонны выбирать те игры, к которым у них есть склонность, а значит, есть способности. Причем показательными являются не только развивающие, но и любые другие игры.
  • Помощь специалистов (психологи, педагоги). Существуют центры развития детей , которые специализируются на определении детских способностей в ходе комплексного обследования. Комплексное обследование включает установление степени интеллектуального развития, оценивание потенциальных возможностей и изучение творческого потенциала.
  • Тестирование. Процедуру тестирования могут проводить не только профессиональные психологи, но и сами родители. Так, для определения интеллектуальных и технических способностей используются вопросники, а для определения музыкальных или танцевальных способностей – специальные тестовые упражнения.

Тип способности Характеристика деятельности и развития малыша
Художественные Многие дети любят рисовать, но дети с художественными способностями передают в рисунках наиболее характерные черты предметов или людей. Причем ребенок рисует не только то, что он умеет или то, что ему показывали, а все, что видит вокруг себя. Его рисунки разноцветные и зависят от настроения.
Артистические Малыш без стеснения выступает перед взрослой аудиторией, он очень эмоционален и стремится подражать артистам или героям мультфильмов.
Музыкальные Ребенок способен легко запоминать мелодии и воспроизводить их, может сочинять свои простейшие мотивы.
Литературные Часто фантазирует, причем его фантазии отличаются логичностью и имеют окончание. У ребенка богатый словарный запас, он эмоционально пересказывает прочитанное или увиденное. Довольно рано учится читать.
Интеллектуальные Малыш имеет отличную память, он очень наблюдательный, всем интересуется, легко обучается, старается найти ответ на любой вопрос.
Спортивные Очень активный и целеустремленный ребенок с отличной координацией движений и ловкостью. Он постоянно находится в движении.
Технические Любимые игры – конструкторы и машинки. Активно интересуется бытовой техникой, инструментами. Часто старается отремонтировать сломанные игрушки или другие предметы.
Общение и лидерство Ребенок довольно легко приспосабливается к новым для себя условиям, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми, в большинстве ситуаций сохраняет уверенность в себе.

Эта таблица поможет родителям, задающимся вопросом, как определить способности ребенка, интерпретировать результаты своих наблюдений за малышом.

К сожалению, в наших школах не существует особого разделения на классы для детей с разными способностями. Некоторое разделение наблюдается только после 9-го класса, да и то только в сфере математики – ребята, у которых есть математические способности, могут продолжить учиться в специализированных классах с углубленным изучением данного предмета.

Поэтому основная задача по развитию способностей малыша возлагается на родителей, в помощь которым приходят многочисленные кружки, секции, художественные и музыкальные школы, центры эстетического развития и многое другое.

По мере взросления психофизиологическое состояние ребенка изменяется, при этом развитие не всегда протекает равномерно. Для родителей очень важно уметь правильно оценить уровень развития ребенка на определенных этапах его жизни.

Три года - это сенсомоторный этап детского развития, новая социальная ступенька, символизирующая переход малыша в младший дошкольный возраст. Этот период детские психологи называют «кризисом трех лет». Он проявляется в повышении самостоятельности и отделении от взрослых. По каким же критериям можно оценить навыки ребенка трех лет?

В возрасте трех лет общительность ребенка может резко измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Несмотря на это, малыш должен уметь:

  • четко выговаривать слова,
  • называть свой возраст и имя,
  • давать ответы на простые вопросы,
  • говорить предложениями, состоящими из 5-6 слов,
  • иметь словарный запас не менее 250 слов,
  • рассказывать различные истории, стихотворения, сказки.

С возрастом у малыша улучшается координация движений и гибкость. Основные двигательные навыки ребенка трех лет:

  • прыжки на одной ноге,
  • умение наклоняться в разные стороны, не падая,
  • способность стоять на одной ноге в течение как минимум 5 секунд,
  • умение шагать назад.

Кроме того, кроха уже должен уметь:

  • закручивать и откручивать крышку на бутылке или банке,
  • пользоваться ножницами,
  • рисовать четкие геометрические фигуры (круги и квадраты).

Социальные навыки

Важнейшее значение в развитии ребенка имеют навыки общения со сверстниками и взрослыми. В трехлетнем возрасте малыш должен демонстрировать широкий спектр позитивных и негативных эмоций, высказывать привязанность к знакомым, проявлять первую дружескую привязанность к сверстникам.

Интеллектуальные навыки

Трехлетних деток часто называют «почемучками», поскольку характерная для них любознательность и любопытство вынуждают их задавать взрослым сотни вопросов. Детки хотят получить как можно больше знаний об окружающем их мире и родители должны помочь им в этом.

В трехлетнем возрасте детки должны уметь:

  • распознавать и называть основные цвета,
  • узнавать цифры до пяти,
  • уметь считать,
  • уметь сортировать предметы по разным признакам, например, по форме и цвету,
  • узнавать себя и близких людей на фотоснимках,
  • отгадывать простейшие загадки.

Для развития интеллектуальных навыков родители могут использовать развивающие игры и игрушки, учебно-познавательные фильмы и мультфильмы

Родители должны всячески поощрять самостоятельность детей. Чем более самостоятельным будет ребенок, тем проще он адаптируется в детском саду. Кроме того, самостоятельность способствует повышению уверенности в себе и в своих силах.

Трехлетние детки должны:

  • самостоятельно кушать,
  • самостоятельно одеваться и раздеваться,
  • самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком,
  • убирать игрушки,
  • ходить на горшок.

Если вдруг, читая списки навыков и умений, вы поняли, что ваш трехгодовалый кроха чего-то делать пока не умеет, не расстраивайтесь. Все детки разные, кто-то умеет все делать уже к третьему дню рождения, а кто-то научится к 3 годам и 10 месяцам. Но научится непременно, особенно если рядом будут любящие и во всем поддерживающие его родители.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook