Катер своими руками из фанеры чертежи. Как построить самодельный катер из фанеры. Специальный клей, подходящий для склеивания древесины

Хотя постройка мотолодки с фанерной обшивкой и традиционной конструкцией корпуса - с поперечным набором и продольными брусьями по пазам на киле, скуле и по верхней кромке борта - не слишком сложное дело, все же для этого необходимы определенные навыки, внимательность и точность при работе. Сначала строителю предстоит разметить очертания шпангоутов в натуральную величину - разбить плаз, потом собрать по плазу шпангоутные рамки или прочные сборочные лекала, наконец- соорудить прочный стапель, точно выставить на нем и выверить весь поперечный набор, а затем - продольный набор (киль, стрингера, привальные брусья), снять с реек малку, и только после этого можно приступать к подгонке листов наружной обшивки и установке их на место. В целом работа получается достаточно трудоемкой; требуется на длительное время занимать какое-либо помещение для сборки, что может представить проблему для городского жителя.


А между тем есть более простой технологический способ сборки небольших фанерных лодок, не требующий изготовления стапеля и большого числе поперечных шпангоутов или лекал. Этот способ с применением скрепок из медной проволоки и лент из стеклоткани с успехом опробован нашими любителями-судостроителями при постройке небольших гребных и парусных лодочек (см., например, описание постройки яхтенного тузика в или лодочки «Краб» в ). Предлагаем применить тот же способ для постройки четырехместной моторной лодки.

Основные данные


Отличие данного способа от традиционного заключается в том, что обводы корпуса лодки получаются при его сборке благодаря заранее выкроенным в чистый размер листам обшивки, а сборка корпуса заключается в соединении этих листов по кромкам. При этом не требуется сооружать стапель - достаточно ровной поверхности пола или площадки на открытом воздухе. Сами выполняемые работы уже не требуют большого искусства. Время пребывания корпуса в процессе сборки в помещении может быть сведено до минимума. Все заготовки и детали могут храниться в квартире «в плоском виде» и принимают объемную форму судна буквально за 3-4 рабочих дня.

«Сом» - небольшая каютная мотолодка с умеренно-килеватыми обводами днища, которую можно использовать для выходов на рыбалку или для туризма выходного дня. «Граненые» обводы корпуса, составленные из длинных листов наружной обшивки и комингсов рубки, позволяют применить упомянутый выше метод сшивки и обеспечить при этом достаточную жесткость практически безнаборного корпуса. Форму корпуса и прочность придают переборка каюты, всего одна шпангоутная рамка, транец, конструкции кормового дивана и подмоторной ниши. Листы днища уже по окончании сборки обшивки подкрепляются четырьмя рейками стрингеров и промежуточными флорами - опорами для настила. Это необходимо для того, чтобы при плавании на волнении фанерное днище не начало работать как тонкая мембрана: при постоянных многократных изгибах пластин обшивки стеклопластиковые соединения г.о пазам - по килю и скуле - могут, если не разрушиться, то потерять герметичность.

Для обшивки желательно приобрести пятислойную (авиационную) водостойкую фанеру толщиной 6 мм. Потребуется 14-15 ее листов стандартных размеров 1525Х1525 мм.

Работа начинается с соединения всех заготовок листов до нужной длины. Лучший способ - склеивать лист с помощью эпоксидного клея (либо на другом водостойком клее) «на ус»; необходимые рекомендации можно найти в книге «15 проектов судов для любительской постройки» или, например, в статье о постройке виндсерфера «Летучая рыба», опубликованной в . Затем на внутренней стороне каждого листа наносят прямые взаимно перпендикулярные линии для разметки контуров согласно приводимым эскизам; эти линии будут необходимы также и для контроля при последующей сборке корпуса. Плавные кривые кромок можно прочертить по намеченным точкам при помощи тонкой гибкой рейки длиной не менее 3 м.

Листы обрезают по кромкам ножовкой с мелким зубом и прострагивают рубанком таким образом, чтобы при сшивке кромки стыковались по возможности с минимальным зазором; плоскости торцов фанеры приходится срезать «на угол» (как говорят судостроители - снимать с кромок малку).

Из остатков листов фанеры вырезают детали транца, переборки и шпангоутной рамки. При сборке корпуса эти узлы играют роль поперечных лекал.

Сборка начинается с соединения пары днищевых листов обшивки по килевому пазу. Отступая от кромки киля на 6 мм, на обоих листах проводят линию, которая будет служить центровой для сверления отверстий под проволочные скрепки. Сначала кромки соединяемых листов скрепляются через 75 мм. В носовой оконечности, где сопрягаемые кромки образуют линию форштевня, шаг между скрепками лучше уменьшить. В одной из соединяемых кромок отверстия могут быть просверлены сразу по всей длине, а в кромке второго листа отверстия лучше сверлить по месту - последовательно, участками длиной по 500-600 мм, иначе при изгибе кромок по кривой линии расстояния между отверстиями могут получиться рассогласованными.

Скрепки делаются из медной проволоки диаметром около 2 мм; нарезав кусочки проволоки длиной около 40 мм и изогнув их в виде глубоких скобок, скрепки вставляют с внутренней стороны обшивки в отверстия и снаружи скручивают концы плоскогубцами. На первых порах нет необходимости пытаться сблизить кромки соединяемых листов слишком плотно - это надо будет сделать непосредственно перед оклейкой пазов стеклопластиком.

Начинать постановку скрепок лучше с кормы, причем когда скрепки будут стоять на длине паза в 1-1,5 м, рекомендуется временно установить на место транец - он поможет придать днищу нужную килеватость и при дальнейшей работе получить правильный продольный обвод киля. Позже можно будет также временно «наживить» переборку каюты и шпангоутную рамку в носовой части лодки. Пройдя таким образом весь килевой паз, нужно убедиться в правильности обводов и плотности прилегания кромок фанеры, подкрутить проволоку в местах, где появится чрезмерный зазор.

Затем на место ставятся оба листа бортовой обшивки; их прихватывают к выставленному набору при помощи струбцин, прочного шнура и гвоздиков, а затем соединяют их кромки с кромками днищевых листов по скуле, ведя работу от транца участками по 500-600 мм попеременно на обоих бортах.

После обтягивания скобок временно поставленный поперечный набор можно снять, предварительно наметив на обшивке днища положение флоров, а на флорах - места вырезов для прохода продольных реек - стрингеров. Заготовки стрингеров ставят на место на клею и гвоздях, забиваемых через обшивку в шахматном порядке для надежного прилегания рейки к обшивке по всей пласти. В носу, где изгиб получается большим, лучше поставить заклепки или шурупы.

Скрепки являются скорее монтажными элементами, чем скреплением листов обшивки на все время последующей эксплуатации лодки. Основную прочность соединениям придает стеклопластик, который образуется при помощи лент тонкой стеклоткани, наклеиваемых эпоксидным клеем в несколько слоев с обеих сторон соединения. Чтобы получился плотный слой стеклопластика без воздушных пузырей и отслаивания от фанеры, необходимо тщательно утопить в древесину проволоку скоб, которая выступает изнутри корпуса в виде «мостиков» над пазом. Сделать это можно с помощью молотка и зубила со скругленной рубящей частью либо другого похожего инструмента; при этом шов получает дополнительное уплотнение.

Проклеивание соединений начинают с внутренней стороны обшивки. Перед приклеиванием первой ленты стеклоткани полезно ограничить ширину смазываемой связующим полосы, наложив по обеим сторонам паза липкую ленту. Заранее приготовленное связующее (эпоксидная смола - 100 вес. ч,; полиэтиленполиамин - 10 вес. ч.: дибутилфталат - 15 вес. ч., либо другие компоненты согласно инструкции по использованию имеющейся у строителей лодки смолы) наносится кистью, затем накладывается сухая лента из стеклоткани. При этом ленту просто раскатывают, но не натягивают. Снаружи стеклоткань простукивают кистью, смоченной в связующем, до равномерной пропитки ленты - она становится при этом прозрачной. Воздушные пузырьки воздуха необходимо тщательно удалить, иначе впоследствии они послужат причиной расслоения пластика и фильтрации воды.

Желательно использовать ленту фабричного изготовления - она широко используется для изоляционных работ. Необходимо только проверить, чтобы стеклоткань не оказалась пропитанной замасливателем; если она имеет повышенную влажность, придется прокалить ленту в духовке газовой плиты.

Достаточно наложить по три слоя ленты с обеих сторон обшивки, чтобы получить равнопрочное с фанерой соединение. Если при наложении первого слоя связующее выступает с наружной стороны стыка, это свидетельствует о хорошей пропитке соединения. Слои нужно накладывать, слегка сдвигая к борту по отношению к предыдущему, с тем чтобы по кромке получался перекрой в 10-15 мм. Если ленты приходится нарезать из стеклоткани самим, можно верхние слои заранее делать пошире. Концы отдельных кусков ленты также должны укладываться с перекроем.

Когда стеклопластик желатинизируется, можно снять ограничивающую липкую ленту и оставить корпус на сутки до полного затвердевания соединения.

Следующим этапом постромки является установка на место (на клею и шурупах) поперечного набора корпуса и комингсов рубки, которые соединяются с верхними кромками бортовой обшивки на скрепках точно таким же образом, как уже было описано.

Строителю предоставляется возможность выбрать один из двух вариантов оформления носовой оконечности лодки выше ватерлинии. Можно или сшить обе кромки бортов скрепками и не ставить никакого форштевня, или изготовить форштевень из доски, как показано на чертеже, и крепить к нему носовые кромки бортов на клею и шурупах. Все зависит от того, понравится ли строителю притупленный нос лодки или он предпочитает сделать его острым.

Перед оклеиванием пазов снаружи нужно откусить кусачками выступающие скрутки проволоки как можно ближе к, поверхности обшивки, а оставшиеся кончики проволоки запилить вровень с фанерой. Затем вдоль паза укладывают ограничивающую липкую ленту и наклеивают стеклоткань как было описано выше.

По окончании оформления всех продольных соединений остается смонтировать всю обстройку внутри рубки и кокпита, а затем причертить по месту и поставить на скрепках крышу рубки из фанеры толщиной 5-6 мм. Если будут затруднения с изгибом крыши, вырезанной из одного цельного листа, его можно разрезать по ДП и соединить на продольной рейке - карленгсе, подкрепляющем крышу рубки.

Снаружи днище рекомендуется оклеить сплошным слоем стеклоткани так, чтобы края ее переходили на борта немного выше скулы. При обработке всех поверхностей, покрытых стеклопластиком, следует помнить, что нельзя допускать снятия слоя смолы и обнажения стеклоткани: в этом случае стеклянные нити начнут фильтровать воду по капиллярным каналам между волокнами и кромки фанеры в соединениях, закрытых пластиком с обеих сторон, скоро начнут загнивать. Поэтому такие места следует тщательно зашпаклевать эпоксидной шпаклевкой.

При окончательном оборудовании лодки не следует забывать о таких деталях, как раскладки, оформляющие верхние кромки комингсов в районе кокпита, транца и переборки рецесса; буртики по бортам; металлическая полоска на форштевне (желательно продлить ее по всей длине киля). Кроме декоративных целей эти детали защищают корпус от истирания и ударов, закрывают кромки фанеры от проникновения влаги между слоями.

Наверняка большинство рыболовов понимают зачем нужен эхолот. И наличие эхолота для рыбалки с лодки нужно не только для того, чтобы увидеть есть ли в том или ином месте рыба, а и для изучения рельефа дна и определение точной глубины в месте ловли.

Но множество начинающих рыбаков делает большую ошибку, отдавая в полномочия эхолота лишь поиск рыбы. Ведь опытные рыбаки знают о том, что практически все водные обитатели любят резкое изменение рельефа дна и практически вся рыба скрывается в ямах на дне и лишь приложив немалые усилия к изучению рельефа водоема можно точно сказать перспективное ли место выбрано для рыбалки.

Вся информация, которую вы сможете увидеть на экране эхолота показывается в двух вариантах, первый — это графический (линии и диаграммы) и цифровым (цифры в углу экрана). Очень важно подбирать эхолоты для рыбалки с лодки соответственно с видом плавсредства и способа применения. От неправильного выбора аксессуара очень сильно страдает точность предоставляемой информации.

Если для вас нету лучшего спутника на рыбалке чем надувная лодка, то вам обязательно понадобится эхолот, ведь он поможет превратить рыбалку в настоящий отдых и принесет вам желаемые результаты.

Чем же полезны эхолоты для лодки ПВХ и какую пользу они приносят рыбакам? Основным предназначением этого аксессуара является поиск рыбы в толще воды. Но это не все, он еще и показывает изменение в рельефе дна, а опытные рыбаки знают что рыба группируется именно на резких перепадах глубин и ямах. А вот теперь определение наличия рыбы на участке водоема отходит на второй план и первой задачей эхолота становится измерение глубины водоема и определение рельефа дна. А если у вас «навороченный» эхолот, так он даже температуру воды определить поможет.

И вот, если наши строчки вдохновили вас на покупку эхолота для ловли с лодки, то вам нужно знать некоторые рекомендации и хитрости при покупке. Прежде чем отправится в рыболовный магазин за долгожданным аксессуаром, рекомендуем дочитать статью до конца и отметить для себя основные качества, которыми должен обладать эхолот.

После изучения и определения необходимых функций эхолота необходимо знать некоторые характеристики. И так, сонар должен обладать: мощным передатчиком, эффективным преобразователем, очень чувствительным приемником и конечно же, экраном с высокой контрастностью и разрешением.

Определить мощность (производитель указывает её в Ватах) эхолота можно по его спецификации и характеристики мощности бывают следующие:

  • RMS (усреднённая);
  • Пиковая;

Но не стоит обольщаться насчет очень высокой чувствительности приемника, ведь чем чувствительнее он тем больше помех вы увидите на своем экране во время рыбалки. Стоит выбирать приборы с возможностью регулирования чувствительности и уделять особое внимание ширине диапазона изменений, чем он шире — тем лучше.

Дисплей эхолота ничем не отличается от дисплея телефона и других приборов с монохромными экранами. Это обычная матрица, которая вмещает в себя определенное количество пикселей. И вот чем больше она вмещает этих самых пикселей, тем качественнее будет получаемая картинка.

Размер дисплея эхолота также как и его разрешение является очень важным показателем. Думаю логично, чем больше у вас экран тем больше картинка, круто же, да? Если вы покупаете черно-белый эхолот для ловли с лодки, то обратите внимание на количество градаций серого в его экране. Плотность видимого объекта определяется уровнем серого цвета на дисплее. Самые лучшие и качественные эхолоты имеют 16 градаций серого цвета, эта максимальное количество оттенков, которое способен различить глаз человека. А вот с дисплеями, которые могу отразить лишь малую часть оттенков серого дела обстоят хуже, они просто не видят менее плотных объектов на дне и не способны их отражать. Спектр оттенков серого на черно-белых дисплеях эхолотов изменяется от 4 до 16.

В любом случает применяя эхолоты для рыбалки на лодке ПВХ, будь он хороший или не очень, вы будете готовы к активному поиску рыбы и обязательно её найдете, а это принесет вам желаемый улов.

Непосредственно перед установкой эхолота на лодку нежно определится с местом крепления. Выбирая место для крепления нужно учитывать два фактора, первый это форма кронштейна (обычно поставляется в заводской комплектации) и особенности форм вашей лодки ПВХ. Учитывайте что датчик аксессуара должен находится в параллельной плоскости с водяной гладью и быть полностью погружен в воду. Стоит отдавать себе отчет о том, что прикрепив датчик эхолота под каким либо углом, отличным от 90 градусов, показания самого прибора могут отличатся от действительности.

Также крепление эхолота на лодку ПВХ требует от рыбака учета воздуха, которые попадает под дно, во время движения. Пузырьки воздуха, попавшие под лодку во время движения могут повлиять на датчик и его показания будут не совсем достоверными. Из-за этого нужно подобрать такое место для установки датчика, чтобы попадание воздуха на него было как можно меньшим.

Если у вас большая надувная лодка, то тут проблем возникнуть не должно, идеальным местом для крепления датчика эхолота будет корма. Но тут будет немного иная проблема, заводские кронштейны не очень прочные, и попав на препятствие вы можете сломать либо кронштейн если повезет, а если нет, то транец. Тут уж на ваш страх и риск, но я бы сразу заменил кронштейн на самодельный, надо будет написать статью о том как его сделать. Очень полезной штукой может стать механизм для отбрасывания кронштейна в случае неотложных ситуаций, я такую штуку сразу себе поставил, помогает.

Ну а для совсем отчаянных можно попробовать вклеить датчик в сам корпус лодки. ВНИМАНИЕ, делайте это только в том случае, если вы точно уверенны в том, что никак не навредите вашей надувной лодке. Такую аферу можно провернуть лишь если ваша лодка сделана из:

  • Резины;
  • Стеклопластика.

Для крепления эхолота внутри лодки ПВХ стоит выбрать именно то место днища, которое в любых условиях будет располагаться параллельно воде. Ну об установке я расписывать не буду, думаю у всех хватит смелости просто прорезать дырку, засунуть туда датчик и потом заклеить лодку.

Интересная штука, если у вас надувная лодка, то на ней предположительно есть липучка, вот к ней лучше всего и будет прикрепить кронштейн. Но нужно быть очень аккуратным, дабы попросту не потерять датчик, лучше всего придумать крепление понадежнее. Лучше прикрепить его к сидению лодки, в этом нам может помочь кусок металлопластиковой трубки, мы её просто выгибаем и прикручиваем к сидению. К другому концу трубки мы и крепим наш заветный датчик.

Короче вся суть крепления эхолота заключается в креплении его датчика. Ну а экран просто крепим на видное место, тут уже по вашему личному предпочтению и желанию.

О существовании эхолотов знают все рыболовы, даже те кто не могут позволить себе лодку. Да, но ведь сейчас есть много эхолотов для изучения дна и рыбы и без лодки, но они дорогие и не очень эффективные. Ну а те у кого есть на чем поплавать очень часто задаются вопросом о правильной установке эхолота на лодку, причем неважно будь она ПВХ или металлическая либо изготовлена из другого материала, принцип установки всегда похож и основные аспекты одинаковы, давайте же перейдем ближе к ним.

Во многом качество получаемой информации зависит не только от крутости вашего прибора, а и от его правильной установки и настройки. Установка эхолота на лодку довольно сложная штука и без определенных знаний и навыков не сразу удается произвести её правильно. Очень часто в инструкции к прибору вы можете найти чертежи с примерным или точным расположением датчика, но иногда там обрисована только ситуация для лодок с мотором, иногда только для катеров или надувных плавсредств. А что же делать, если вашего типа лодки нету в инструкции? А просто почитать что я напишу и сделать для себя пометки, а если что непонятно спросить в комментариях.

Ну то, что датчик должен быть параллелен плоскости воды вы, вероятнее всего уже прочли. Я об этом писал половину статьи. Да, несомненно это очень важно, но как его установить, пошагово, да и расписать где надо отвертка, а где ключ. Думали забыл? Нет, читайте ниже.

Внизу я прикрепил видео, с пошаговой инструкцией, это для тех кто читать не особо умеет или не воспринимает. Там все четко дядя сделал и расскажет вам как сделать. Ну а тем кто воспринимает печатную информацию расскажу подробнее, нам нужно будет приготовить крестовую отвертку, и низкооборотная дрель. Всего два самореза, только не переусердствуйте с размером, вряд ли кому-то понравится, если с обратной стороны транца будет торчать саморез. Ну и чтобы не мочить ноги в лодке надо будет приготовить влагостойкий герметик.

Если ваш эхолот оснащен датчиком, который вы не планируете снимать после рыбалки, то лучше будет закрепить его, дабы не оторвать в будущем. Да, если на датчике хрупкая ножка, то лучше обмотать его тряпкой во время перевозки лодки. Также очень внимательно относитесь к хрупким и тонким ножкам датчика эхолота во время вытаскивания лодки к берегу. Но, если вы такой же внимательный как я, и все таки сломали ножку, смертельного тут ничего нету. Отремонтировать эту конструкцию очень легко, она ведь пластиковая, просто нагрейте на костре или зажигалкой обе части на месте излома и просто скрепите их. Главное прямо прилепите, остальное все мелочи.

Самой плохой идеей при установке эхолота на лодку с мотором может стать размещение проводов датчика возле винта. А лучше вовсе располагать провода подальше от других устройств, эхолот очень чувствительный и помехи от соседних приборов могут отображаться на экране.

Многие ведь задаются вопросом о том как установить эхолот на лодку с мотором, какие могут возникнуть преграды при этом и многое другое. А все просто, если на экране видны помехи, вместо изображения рыбок вы видите какие-то непонятные дуги, то тут мешают сторонние приборы. Если вы видите только верхние половинки рыбы, то это может сигнализировать о том, что необходимо опустить переднюю часть датчика. Соответственно, если экран показывает нижние половинки, то поднять.

Установка эхолота на моторную лодку мало чем отличается от крепления к другим видам плавательных средств, разве что нужно мыть датчик с мылом для того, чтобы избавится от слоя жира (этот жир накапливается на датчике из-за бензина). Грязь и остатки бензина будут перебивать работу прибора и он будет показывать не точную информацию.

Круче всего, да и легче всего происходит установка эхолота на лодку ПВХ с помощью обычной липучки. Обыкновенная швейная липучка универсальная вещь, можно снимать эхолот по необходимости и быстро установить его обратно. Только нужно выбирать довольно крепкое основание для липучки, например сидение.

Ниже предоставлена пошаговая инструкция по установке эхолота на лодку.

  • Сплющиваем алюминиевую трубку на одном конце.
  • Затем просверливаем в плоской части отверстие для крепления.
  • Отмеряем 5 сантиметров от плоского края и загибаем под прямым углом.
  • Загибаем трубку таким образом, чтобы она обогнула вниз.
  • Затем обрезаем трубку на расстоянии около десяти сантиметров от воды, сплющиваем второй конец трубки и крепим к ней датчик.

Сегодня рыболовы радуют своей креативностью и находчивостью. Установка датчика эхолота на алюминиевую лодку тут не прошло бесследно. Рыбаки придумали много конструкций и почти все они удачны. Главное чтобы штанга была достаточной длины, её должно хватать до угла транца. Она должна позволять расположить датчик на уровне днища лодки. В случае с высоким транцем могут возникнуть определенные трудности. Но можно стационарно установить датчик на транце.

Второй момент — это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.

Приобрести готовую лодку сможет не каждый, поскольку цены очень кусачие. К тому же, не все конструкции отвечают запросам различных клиентов. Если взять надувные лодки, то это не очень надежные модели, поскольку могут запросто повредиться в сложных условиях. А это означает, что они не очень надежные. В таких случаях принимается решение на изготовление лодки своими руками из фанеры. Строительство маломерного плавсредства, начинается с зарисовок, которые потом трансформируются в весьма профессиональные чертежи.

Это увлекательный процесс и он под силу только тем рыбакам, которые находятся в постоянном творческом поиске. Кроме этого, построение лодки – это как фактор самоутверждения. Но если посмотреть на процесс серьезно, то ведь сложного ничего нет.

Небольшое плавсредство, которое в состоянии взять на борт 2-3 рыболова, имеющее не большой вес, можно легко сделать из фанеры, как одного из самых доступных строительных материалов. Причем, лодка может передвигаться как при помощи весел, так и с помощью лодочного мотора или паруса. Для этого не потребуется особой, профессиональной подготовки, что вполне посильно даже новичкам.

Фанера является достаточно прочным материалом, для того, чтобы построить маленькое судно, не говоря уже о дорогостоящих яхтах, где при их изготовлении широко используется и фанера. Кроме этого, она просто поддается обработке, при применении электрических или ручных приспособлений.

Кроме этого, если на такую лодку установить мотор, то она может развить солидную скорость при не плохих ходовых характеристиках. К тому же, фанерная лодка на много надежнее надувной лодки.

Материалы и инструменты

Во-первых, придется подобрать соответствующее по пощади, помещение, где могла бы свободно разместиться лодка. Желательно, чтобы помещение отапливалось, так как все работы могут происходить зимой. Летом, вряд ли кто-нибудь начнет строить лодку: летом нужно уже плавать на ней. Мало того, помещение должно быть вентилируемым, с возможностью поддержания оптимального температурного режима. Поскольку работать придется с деревом, то влажность должна быть оптимальной.

Чтобы начертить схему, нужно иметь:

  • чертежные принадлежности;
  • карандаши;
  • резинки;
  • лекала;
  • линейки и треугольники;
  • рейсшина;
  • картон и чертежная бумага;
  • клей для бумаги;
  • калькулятор.

На этапе постройки потребуется:

  • электролобзик;
  • молоток;
  • топор;
  • струбцины (до 10-ти шт, не меньше);
  • кисточки, шпатели (металлические и резиновые);
  • шуруповерт;
  • электро и ручной рубанок;
  • отвертки;
  • стамески;
  • степлер;
  • циркулярная и ручная пила.

Материалами для изготовления могут послужить:

  • фанера (лист 1,5х1,5 метра), толщиной 4-5 мм;
  • доски сосновые или дубовые;
  • стеклоткань для оклейки корпуса лодки;
  • шпаклевка для заделки щелей;
  • водонепроницаемый клей;
  • олифа или водоотталкивающая пропитка для дерева;
  • краска масляная или водостойкая эмаль;
  • гвозди, шурупы, саморезы;
  • металлическая полоса, металл для различного крепежа.

Основные размеры лодки

Если использовать фанеру, толщиной 5 мм, то оптимальными окажутся такие ее размеры:

  1. Общая длина плавсредства – 4,5 метра.
  2. Ширина плавсредства (в самом широком месте) – 1,05 м.
  3. Глубина лодки – 0,4 метра.

Из чего состоит лодка

Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.

Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.

Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.

Лодки из фанеры под мотор

Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.

Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.

Рабочие чертежи лодки

Вся работа по постройке лодки начинается с чертежей, которые должны быть составлены профессионально. Если этого сделать невозможно, то можно обратиться за помощью в Интернет, где можно подыскать уже готовые чертежи. Главное, чтобы они соответствовали основным воображениям. Но и здесь нужно быть внимательным, чтобы не пропустить основные этапы по сборке лодки и изготовлению дополнительных узлов.

Как правило, большинство чертежей рисуется на миллиметровой бумаге. Это даст возможность детально просчитать все узлы конструкции.

Большой эскиз чертежа можно нарисовать по следующему алгоритму:

  • Проводится линия, которая условно делит лодку на две части. При этом учитывается тот факт, что две части, левая и правая должны быть симметричными и абсолютно одинаковыми.
  • Проведенная линия делится на несколько равных отрезков. Впоследствии, на этих участках будут установлены шпангоуты.
  • Рисуется как вертикальное отображение, так и проекция сверху.
  • По поперечным отметкам вычерчиваются формы шпангоутов.
  • Проверяются основные размеры всех составляющих в масштабе.
  • Форма шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1 на картоне или толстой бумаге.
  • Гибкие линии формы лодки вычерчиваются с помощью линейки или лекала.

Полученный рисунок складывается вдоль прочерченной линии для проверки на симметричность. Обе части должны безупречно повторять друг друга.

Перенос рисунка на деревянную заготовку

После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.

При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.

Технологические этапы изготовления

Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:

  • перенести рисунок на шаблон;
  • перенести рисунки из шаблонов на дерево;
  • установить киль и закрепить форштевень;
  • закрепить шпангоуты;
  • закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
  • обшить днище фанерой;
  • обшить борта;
  • загерметизировать стыки и стрингеры;
  • пошпаклевать и покрасить корпус лодки.

Корпус лодки

Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.

Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.

Собираем внутренний контур футоксов

Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.

Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.

Материал для форштевня

Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.

Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.

Конструкция киля

Киль является самым простым компонентом конструкции лодки, и представляет из себя типичную доску, толщиной 25-30 мм и длиной 3,5 м.

Бортовые доски

Для этого, выбирают здоровые, ровные и без сучков доски, 150 мм в ширину и до 5 м в длину.

Изготовление транца

Транец предназначается для крепления лодочного мотора. Доска для транца должна иметь толщину 25 мм. Если используется фанера, то лучше склеить несколько слоев, чтобы в итоге получилась подходящая толщина (20-25 мм). Основание для крепления мотора должно быть жестким, поэтому его толщина не должна быть меньше 20 мм. Если необходимо, то транцевая доска усиливается сверху деревянным бруском. В данном случае, все зависит от способа крепления лодочного мотора.

Изготовление каркаса лодки

Каркас собирается в следующей последовательности:

  • устанавливается киль;
  • устанавливаются штевни;
  • размечаются места установки шпангоутов;
  • установка шпангоутов;
  • крепеж шпангоутов, штевней и транца к боковым доскам;
  • проверка правильности установки всех элементов, перед окончательным их креплением;
  • места соединения элементов конструкции желательно обработать водостойким составом или олифой.

Обшивка лодки фанерой

Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.

В последующем:

  • каркас лодки опрокидывается вверх дном;
  • все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
  • детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
  • бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
  • при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.

Работа с клеем

Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.

Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.

Покраска

Как только поверхность лодки хорошо просохнет, приступают к следующему этапу – шпаклевке и покраске. Отлично подойдут готовые шпаклевочные смеси на искусственной основе. Красится лодка в два этапа: сначала наносится грунтовочный слой, а затем один или два слоя краски.

Регистрация плавсредства

Чтобы зарегистрировать лодку собственного изготовления, следует предоставить в Госинспекцию по маломерным судам, следующие документы:

  • паспорт;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • согласованный и подписанный инспектором Акт первичного технического освидетельствования плавсредства с заключением о годности его к эксплуатации;
  • расчетные чеки на материалы, которые были использованы в процессе постройки;
  • квитанции об уплате госпошлины за регистрацию;

Еще совсем недавно самодельные лодка или катер из фанеры были на пике популярности. В настоящее время появилось довольно большое количество всевозможных методик для обработки фанеры. Но так как рассматриваемое плавсредство планирует быть маломерным, то ничего сложного для его создания не понадобится.

Доступная стоимость материалов, мобильность и простота конструкции являются неоспоримыми плюсами самодельного катера из фанеры.

Основные работы

Главный необходимый материал – фанера. Перечислять все плюсы фанерного листа не имеет смысла. Просто следует отметить, что необходимы ФСФ-листы разной толщины (от 5 до 15 мм) для изготовления отдельных деталей. Этот стойкий к влаге материал неоднократно обработается в ходе работы. Важно обратить внимание на то, чтобы фанера была качественная: не имела трещин, всевозможных сучков, различных расслоений. От этого зависит надежность вашей лодки или катера и ваша безопасность в том числе.

Для производства катера своими руками необходимо подготовить листы качественной фанеры разной толщины.

Совет профессионала: чем больше лист, тем удобнее, быстрее и проще с ним в работе.

Также в процессе, кроме фанеры, понадобится:

  1. Древесина. Необходима для оформления внутренних распоров, бортиков и сидений. Выбор следует остановить на обрезной оструганной доске. Как правило, для этого подойдут виды дерева полегче.
  2. Шовный материал. Необходим для скрепления деталей обшивки в одно целое. В этом может помочь тонкая проволока, пластиковый хомут или капроновая леска (потолще).
  3. Клей. Необходим для того, чтобы швы имели должную герметичность. В век прогрессивных технологий все больше мастеров предпочитают полимерные смолы.

Этот список можно продолжать, но если остановиться на самом необходимом, то дополнить его можно еще различными лаками и пропитками, служащими для предотвращения разбухания и гниения. Для оклейки швов понадобится стеклоткань или ее аналог – стеклопластик. И не стоит забывать о красоте. В этом вам поможет краска.

Если говорить о выборе инструмента, то список можно считать почти стандартным:

  • пила для работы с деревом:
  • лобзик/электролобзик, набор полотен различного размера;
  • машина для шлифовки;
  • молоточек, стамеска, пассатижи и пр.;
  • различные кисти: лакировочные, пропиточные, для окраски материала (фанеры).

В выборе модели советовать что-то сложно. Ведь у каждого мастера свои предпочтения. Можно взять средние размеры:

  1. Длина среднестатистической плавательной конструкции составит 3,5 м.
  2. Ширина – 1,35 м. Этого вполне достаточно для лодки/катера.
  3. Высота борта – 50 см.

Вернуться к оглавлению

Раскройка, изготовление деталей

Вся разметка делается на фанерных листах, после чего производится распил материала по ней. Для этого вам понадобится электрический лобзик. Не следует пытаться распилить фанеру другими инструментами. В противном случае это приведет к плохим линиям среза и сколам материала.

Задний борт и шпангоуты склеивают до необходимой толщины и прочности.

В начале работы по сборке катера своими руками нужно произвести расчеты, а затем разметку и распил фанеры электролобзиком.

Если это все же будет катер или моторная лодка, то транец необходимо дополнительно оклеить стеклотканью и усилить. В этом поможет доска дерева твердой породы. Для увеличения прочности некоторые соединения можно дополнительно усилить саморезами.

Совет профессионала: если все же решили заняться проектировкой сами, не ошибитесь с расчетами грузоподъемности, иначе впоследствии сможете похвастаться только декоративным «судном».

Вернуться к оглавлению

Перед сборкой катера все элементы необходимо обработать рубанком, а лучше электрорубанком. Далее необходимо просверлить отверстия, которые впоследствии помогут «сшить» корпус.

При сборке воедино всех элементов катера необходимо тщательно следить за соответствием размеров деталей.

Необходимо установить транец. В этом помогут козлы. После этого можно начинать крепить днище и борта. Сводить их нужно на носу. Обшивочный материал и детали из него крепятся 2-мя способами. Это либо материал для швов, либо клей. При этом состыковывать края фанеры своими руками надо под определенным углом.

Постоянно следите за тем, чтобы полученные детали сходились по размерам. Потому как для устранения образовавшегося зазора вам придется разобрать все и подрезать шпангоуты.

Шпангоуты – своеобразные ребра, придающие плавсредству жесткость. Их можно выпилить из фанеры 6 мм толщиной. Их понадобится 4 шт, которые крепятся с шагом 80 см. Еще одна важная деталь – привальный брус, расположенный по линии борта. Он может проходить как по внешнему, так и по внутреннему краю конструкции.

Если в наличии есть струбцины, это очень хорошо. Работать будет проще, если задействовать их хотя бы по контрольным точкам, прижимая привальный брус. В этом деле очень пригодятся биндеры, если использовать их между струбцинами.

Следующим вшивается шпангоут. Можно поэкспериментировать и сделать его не цельным, а из небольших фрагментов оставшейся фанеры, сформировав отверстие посредине.

Если накрыть его палубой, получится небольшое закрытое пространство, которое вы удобно сможете использовать. К примеру, хранить там вещи. Палуба тоже изготавливается из остатков фанеры. Определенных размеров не указывается, так как это необязательное условие.

Самодельные плавательные средства уже давно приобрели серьезную популярность. Объясняется эта популярность рядом объективных причин:

  • невысокая стоимость материалов для изготовления;
  • легкость конструкции, ее мобильность и простота сборки;
  • обилие всевозможных способов дополнительной обработки фанеры.

Катер из фанеры своими руками: подготовительные работы.

Для того чтобы изготовить каютный катер из фанеры своими руками, потребуются следующие материалы.

Фанера

Листы фанеры станут основной составляющей изделия. Толщина листа будет варьироваться от 5 до 15 мм в зависимости от того, какую деталь необходимо изготовить.

Для конструирования плавательного средства потребуется фанера класса ФСФ, которая представляет собой влагоустойчивый материал. При выборе листов необходимо обратить особое внимание на их целостность: проверьте лист на предмет наличия трещин, заусенцев, отслоений и сучков. Этот момент крайне важен, поскольку от этого будет зависеть надежность вашего плавательного средства и ваша безопасность.

Деревянные доски

Этот материал пригодится для изготовления распорок внутри катера. Также из досок будут выполнены сиденья и бортики каютной лодки. Доска должна быть предварительно хорошо обработана и выстругана. Породу дерева лучше выбрать ту, что весит меньше.

Материалы для скрепления деталей между собой

Для соединения могут потребоваться следующие материалы:

  • толстая капроновая леска,
  • хомут из пластика,
  • алюминиевая или медная проволока небольшого сечения.

Специальный клей, подходящий для склеивания древесины

Постройка катеров из фанеры требует обратить должное внимание на клеевой состав, поскольку в местах соединения деталей не должно оставаться просветов. Современный рынок строительных материалов предлагает для этих целей клеи на основе полимерной смолы.

Дополнительные материалы

Если вы задались целью построить самодельный катер из фанеры повышенной износостойкости, вам необходимо запастись дополнительно арсеналом лакокрасочных изделий и пропиток, предотвращающих процессы проникновения в материал катера влаги, следовательно, гниения и разбухания фанеры. Стеклопластик или стеклоткань понадобятся для того, чтобы проклеить швы изделия.

Инструменты

Набор инструментов, нам пригодятся для создания каютного катера:

  • пила по дереву,
  • лобзик,
  • шлифовальная машинка,
  • стамеска, молоток,
  • кисточки разных размеров для того, чтобы произвести пропитку фанеры, ее лакировку и окраску.

Размеры планируемого изделия могут быть разными, в зависимости от пожелания. Рассмотрим процесс изготовления катера среднестатистических размеров: длина – 350 см, высота – 50 см, ширина – 135 см.

Чертежи катеров из фанеры и раскройка деталей

Прежде, чем приступить к работе, необходимо заняться проведением необходимых расчетов. Для этого рисуются проекты катеров из фанеры. Фото таких чертежей можно увидеть ниже. В процессе расчетов важно учитывать планируемую грузоподъемность катера. К этому вопросу важно отнестись серьезно, потому как правильно рассчитанная грузоподъемность отвечает за функциональность полученного изделия.

Перед раскройкой деталей необходимо произвести разметку фанерных пластин, как показано на фото. Распил осуществляется с помощью электролобзика – этот инструмент позволит сохранить ровный край и избавит от ненужных сколов.

Сборка самодельного катера

Вырезанные из фанеры детали необходимо обработать рубанком и просверлить в каждой детали функциональное крепежное отверстие.

Когда все детали нарезаны, можно приступать к процессу сборки. Последовательно соединяем все детали между собой, обращая внимание на точное соответствие размеров. Если вы упустите этот момент и позже обнаружится зазор в стыковке размеров, то для исправления этой ошибки вам придется разобрать изделие на части и заново собрать его.

Сначала устанавливаем плоский срез кормы, который называется транец, при этом используем козлы. Затем крепим дно катера и его борта таким образом, чтобы свободные концы соединялись в носовой части лодки с охранением определенного угла стыковки.

Следующим этапом будет вшивание шпангоута. Шпангоут представляет собой своего рода ребра жесткости. Выпиливается такой шпангоут из фанеры с толщиной в 6 мм. Для работы потребуется четыре таких детали – крепим их на расстоянии 80 см друг от друга. К внешнему краю конструкции чуть выше ватерлинии монтируем привальный брус, основной функцией которого является смягчение удара корпуса в процессе швартовки.

Из обрезков фанеры изготавливаем палубу. Размеры палубы выбираем самостоятельно, ориентируясь на собственные пожелания.

Внутренняя отделка

Этот этап является одним из важнейших, поскольку он включает герметизацию швов.

  • Швы проклеиваются стеклотканью, которая будет защищать их от влаги, а затем промазываются специальным составом из эпоксидной смолы и аэросила. Шпангоуты также промазываются этим составом.
  • Все углы на дне самодельного катера усиливаются с помощью уголков для увеличения жесткости.
  • Днище застилается настилом, устанавливаются уключины и сиденья.
  • После того, как изделие высохнет, займемся отделкой внешней части. Ее необходимо отшлифовать и произвести оклейку стеклотканью, а затем также промазать эпоксидной смесью.
  • Теперь можно приступать к окраске. Для этого необходимо обезжирить поверхность и нанести специальную пропитку. Затем шпатлюем поверхность, уделяя особое внимание швам. В конце наносим краску с помощью краскопульта. Если его нет, то подойдут и обычные кисти.

Лучший результат будет, если пользоваться кистями, но можно применить краскопульт. Все этапы строительства подробно описаны на видео.

Готовый катер принесет вам и вашей семье массу удовольствия. Наслаждайтесь водными прогулками на катере, сделанном своими руками.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook